Пачки и пуанты в подарок: в фойе Эрмитажного театра открылась выставка

Небольшая, но изысканная выставка (0+) представляет дары балетных артистов эрмитажному Музею костюма. Пачки, пуанты, колеты подарены Дианой Вишневой, Софьей Гумеровой, Викторией Терешкиной, Николаем Цискаридзе. Они пополнят фонд современных сценических костюмов, где уже хранятся платья оперной дивы Елены Образцовой, а с недавних пор — наряды эстрадной певицы Эдиты Пьехи.

Пачки и пуанты в подарок: в фойе Эрмитажного театра открылась выставка | Несессер Марины Семеновой./ФОТО АВТОРА

Несессер Марины Семеновой./ФОТО АВТОРА

На презентации присутствовал руководитель  Академии русского балета им. Вагановой и большой друг Эрмитажа Николай Цискаридзе. Он лично представил свой дар:

Колет принца Альберта из балета «Жизель» выполнен по моему эскизу. Это уникальное творение мастериц Большого театра. Берет же, который прилагается к костюму, — исторический. Он старше, чем я. В нем выходили на сцену величайшие танцовщики ХХ века: Николай Фадеечев, Владимир Васильев, Александр Годунов… Последним был я.

Колет сшит из шелкового черного бархата. В прорезях длинных рукавов видна шелковая ткань серебристо-серого цвета. Бархатный берет мягкой формы декорирован пером и брошью.

Еще один дар Николая Цискаридзе Эрмитажу — дорожный несессер, принадлежавший выдающейся балерине советской эпохи Марине Семеновой, у которой он учился.

Украсили эрмитажное собрание две балетные пачки. В красной пачке с бархатным лифом выходила на сцену прима-балерина Виктория Терешкина в роли Кит­ри в балете «Дон Кихот». Золотая принадлежала первой солистке Мариинского театра Софье Гумеровой, она танцевала в ней в балете Джорджа Баланчина «Симфония до мажор». Обе пачки декорированы вышивкой, стразами, имитацией драгоценных камней.

Пачка Софьи Гумеровои 2 из балета Симфония до мажор.jpg
Пачка Софьи Гумеровой из балета «Симфония до мажор»./ФОТО АВТОРА

Наличие в коллекции такого музея, как Эрмитаж, балетных костюмов конца XX — начала XXI века важно для истории этого вида искусства. Известно, что костюмы быстро изнашиваются, а в музее они будут в целости и сохранности. А форма и длина балетной пачки много раз менялись с тех пор, как Мария Тальони впервые вышла на сцену в «тюничном» наряде в 1832 году. На перемены влияло множество факторов — и нравы в обществе, и стиль эпохи, и даже манера питания и, соответственно, пропорции тела. Но настоящую революцию произвело появление синтетических тканей. Ведь до этого пачки приходилось крахмалить перед каждым выступ­лением.

Марии Тальони мир балета обязан и появлением пуантов. То есть, строго говоря, технику танца на пальцах ввел французский балетмейстер Шарль Луи Дидло. Но у него была только одна поза, а танцевать на пальцах первой стала Тальони. На выставке можно увидеть нежно-розовые атласные пуанты Дианы Вишневой с ее автографом.

День театра отметили также показом двух фильмов Иннокентия Иванова из цикла «Легенды русского балета». Они посвящены знаменитой балерине Ольге Спесивцевой и советскому балетмейстеру Ростиславу Захарову, который поставил в Кировском театре балеты «Бахчисарайский фонтан», «Утраченные иллюзии», «Медный всадник» и «Красный мак».

Выставка в фойе Эрмитажного театра открыта до 6 апреля. Затем костюмы переедут в РХЦ «Старая Деревня».

Читайте также:

В Галерее графики Эрмитажа открылась выставка «Французская манера. Гравюры и рисунки XV — начала XVII века»

Издательство «Редкая книга из Санкт-Петербурга» выпустило в свет книгу «Эрмитаж земной и небесный»



#Эрмитаж #выставка #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 59 (7881) от 03.04.2025 под заголовком «Пачки и пуанты в подарок».


Комментарии