Паблик-арт в аварийном состоянии

Три выставки паблик-арт открылись в Петербурге – «Мечты о Вселенной» во дворе Музея политической истории России, «Деревянное облако» в саду Академии художеств и «Таинственный сад» в саду Фонтанного дома. Увы, количество не перешло в качество.

Паблик-арт в аварийном состоянии | Антонина Фатхулина. «В поисках неба». ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Антонина Фатхулина. «В поисках неба». ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Паблик-арт, или искусство в общественных пространствах, должен отвечать трем главным признакам. Оно адресовано прежде всего публике, которая редко ходит в музеи и не бывает там, где обычно показывают современное искусство. В то же время это не милые глазу дизайн для торгового центра или парковая скульптура, а искусство, которое заставляет зрителя задуматься. Наконец, произведения паблик-арта должны быть в диалоге с той средой, в которую помещаются, обычно они создаются специально для конкретного места.

Не будем долго останавливаться на разнообразном опыте паблик-арта в мире и России, назовем только знаменитый объект LOVE Роберта Индианы. Недавно одна из его версий была показана в Русском музее, это произведение предназначено для общественных пространств. В Петербурге проходят фестивали «Арт Проспект» и «Критическая масса», ориентированные не только на показ паблик-арта, но и на коммуникацию с публикой, включая предварительные социологические исследования ее жизни и интересов в разных городских районах – в Купчине, в Лесном, на Петроградской стороне...

Художник, выходя своей работой в общественное пространство, не может рассчитывать на снисхождение, которое бывает при показе в местах «для своих». Не принимаются оправдания – недостаток времени или хилый бюджет. Не подходят условия – не участвуй.

Музей политической истории предложил художникам высказаться на тему космоса. Дмитрий Федин, работая с деревом, изобразил космонавта, стоящего перед непостижимой Вселенной. Материал не поддался автору, рекомендуем ему обратиться за консультациями в шувалово-озерковскую колонию художников, накопивших большой опыт работы с деревом.

Своих «Космических пионеров» Александр Циткаришвили назвал памятником мечтам о покорении космоса. Выглядят мечты как иллюстрация к роману Александра Беляева «Голова профессора Доуэля».

«Скафандры души» Оксаны Петровой – три человеческих силуэта из разных материалов не получились как размышление о человеке, глубоком, как космос, а выглядят просто элементами клубного дизайна: сверкают лампочками, бликуют алюминием. Чтобы показать могучее информационное поле Земли, Анастасии Беловой можно было не натягивать в большом кубе много-много струн. Wi-Fi предоставляет богатые возможности для создания образа.

Ближе к теме подошел объект Антонины Фатхулиной «В поисках неба» – падающая птица как посвящение погибшим космонавтам. Но эта птица могла быть и памятником жертвам терактов.

Самое печальное, что паблик-арта не получилось, все объекты можно перенести в помещение, и они ничего не потеряют. Правда, и не выиграют.

«Деревянное облако» придумал и создал из деревянных досок немецкий художник Мартин Штейнерт. Здесь с публичностью все в порядке, да и объект интерактивен: на досках зрители оставляют пожелания – мира, любви, здоровья, материальных благ. «Облако» по-дизайнерски оживило унылый академический сад, но в век социальных сетей «книга жалоб и предложений» выглядит архаично, как незамысловатое шоу, недотягивая до серьезного высказывания.

В саду Фонтанного дома собрались известные современные художники, но их произведения насильственно перенесены в открытое пространство. Это касается и «Призраков» Надежды Анфаловой – медитативных фотографий забинтованных на зиму парковых деревьев, и объекта «Круг замыкается» Семена Мотолянца с тремя персонажами, распахивающими одежду, – злой пародии на свежую моду выплескивать в социальные сети все свои неприятности и проблемы.

Даже объект «Царь-гора» Петра Белого не смотрится в зеленом саду. На постаменте на угол поставлен куб, к нему ведут три лестницы. При подъеме по любой из них зритель упирается в другие углы куба. Это серьезный разговор о социальной апатии, об убеждении «за меня уже все решили». Но разговор для музейного пространства, а не «фоткания» на природе.

Спасти положение попытался Александр Подобед, развесив узкие белые конусы «Геометрического дождя» на ветках старых шереметевских лип. Дизайн получился, анонсированные автором радостные детские воспоминания о крупных каплях дождя – вряд ли.

Один опытный зритель, побродив по саду, заметил, что лучшее произведение паблик-арта находится там давно. Это фанерный куб со строгой надписью: «Осторожно! Не подходить! Вазон в аварийном состоянии».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 135 (5752) от 27.07.2016.


Комментарии