Паблик-арт в аварийном состоянии

Три выставки паблик-арт открылись в Петербурге – «Мечты о Вселенной» во дворе Музея политической истории России, «Деревянное облако» в саду Академии художеств и «Таинственный сад» в саду Фонтанного дома. Увы, количество не перешло в качество.

Паблик-арт в аварийном состоянии | Антонина Фатхулина. «В поисках неба». ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Антонина Фатхулина. «В поисках неба». ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Паблик-арт, или искусство в общественных пространствах, должен отвечать трем главным признакам. Оно адресовано прежде всего публике, которая редко ходит в музеи и не бывает там, где обычно показывают современное искусство. В то же время это не милые глазу дизайн для торгового центра или парковая скульптура, а искусство, которое заставляет зрителя задуматься. Наконец, произведения паблик-арта должны быть в диалоге с той средой, в которую помещаются, обычно они создаются специально для конкретного места.

Не будем долго останавливаться на разнообразном опыте паблик-арта в мире и России, назовем только знаменитый объект LOVE Роберта Индианы. Недавно одна из его версий была показана в Русском музее, это произведение предназначено для общественных пространств. В Петербурге проходят фестивали «Арт Проспект» и «Критическая масса», ориентированные не только на показ паблик-арта, но и на коммуникацию с публикой, включая предварительные социологические исследования ее жизни и интересов в разных городских районах – в Купчине, в Лесном, на Петроградской стороне...

Художник, выходя своей работой в общественное пространство, не может рассчитывать на снисхождение, которое бывает при показе в местах «для своих». Не принимаются оправдания – недостаток времени или хилый бюджет. Не подходят условия – не участвуй.

Музей политической истории предложил художникам высказаться на тему космоса. Дмитрий Федин, работая с деревом, изобразил космонавта, стоящего перед непостижимой Вселенной. Материал не поддался автору, рекомендуем ему обратиться за консультациями в шувалово-озерковскую колонию художников, накопивших большой опыт работы с деревом.

Своих «Космических пионеров» Александр Циткаришвили назвал памятником мечтам о покорении космоса. Выглядят мечты как иллюстрация к роману Александра Беляева «Голова профессора Доуэля».

«Скафандры души» Оксаны Петровой – три человеческих силуэта из разных материалов не получились как размышление о человеке, глубоком, как космос, а выглядят просто элементами клубного дизайна: сверкают лампочками, бликуют алюминием. Чтобы показать могучее информационное поле Земли, Анастасии Беловой можно было не натягивать в большом кубе много-много струн. Wi-Fi предоставляет богатые возможности для создания образа.

Ближе к теме подошел объект Антонины Фатхулиной «В поисках неба» – падающая птица как посвящение погибшим космонавтам. Но эта птица могла быть и памятником жертвам терактов.

Самое печальное, что паблик-арта не получилось, все объекты можно перенести в помещение, и они ничего не потеряют. Правда, и не выиграют.

«Деревянное облако» придумал и создал из деревянных досок немецкий художник Мартин Штейнерт. Здесь с публичностью все в порядке, да и объект интерактивен: на досках зрители оставляют пожелания – мира, любви, здоровья, материальных благ. «Облако» по-дизайнерски оживило унылый академический сад, но в век социальных сетей «книга жалоб и предложений» выглядит архаично, как незамысловатое шоу, недотягивая до серьезного высказывания.

В саду Фонтанного дома собрались известные современные художники, но их произведения насильственно перенесены в открытое пространство. Это касается и «Призраков» Надежды Анфаловой – медитативных фотографий забинтованных на зиму парковых деревьев, и объекта «Круг замыкается» Семена Мотолянца с тремя персонажами, распахивающими одежду, – злой пародии на свежую моду выплескивать в социальные сети все свои неприятности и проблемы.

Даже объект «Царь-гора» Петра Белого не смотрится в зеленом саду. На постаменте на угол поставлен куб, к нему ведут три лестницы. При подъеме по любой из них зритель упирается в другие углы куба. Это серьезный разговор о социальной апатии, об убеждении «за меня уже все решили». Но разговор для музейного пространства, а не «фоткания» на природе.

Спасти положение попытался Александр Подобед, развесив узкие белые конусы «Геометрического дождя» на ветках старых шереметевских лип. Дизайн получился, анонсированные автором радостные детские воспоминания о крупных каплях дождя – вряд ли.

Один опытный зритель, побродив по саду, заметил, что лучшее произведение паблик-арта находится там давно. Это фанерный куб со строгой надписью: «Осторожно! Не подходить! Вазон в аварийном состоянии».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 135 (5752) от 27.07.2016.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.