«Манифеста 10». Надо думать

Сегодня в Эрмитаже директор музея Михаил Пиотровский и куратор основного проекта Каспер Кениг подведут итоги европейской биеннале современного искусства «Манифеста 10».

«Манифеста 10». Надо думать | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Они назовут главные статистические показатели: 60 тысяч человек посетили Главный штаб. Полтора миллиона человек увидели ту часть «Манифесты 10», которая была встроена в постоянную экспозицию музея в Зимнем дворце и Новом Эрмитаже. В дни показов для прессы и профессионалов выставку посетили примерно 5 тысяч гостей со всего света.

Городские власти, как просвещенный европеец, выделили 142 млн рублей на проведение «Манифесты 10».

Когда весной прошлого года Хедвиг Фейен, бессменный директор фонда «Манифеста», объявила о том, что кочующая биеннале состоится в Петербурге, было ясно: она будет необычной во всем.

Биеннале была задумана более 20 лет назад, вскоре после падения Берлинской стены, с целью показать, как меняются жизнь и искусство объединенной Европы, и проходила в странах Евросоюза.

Визит в Петербург стал нарушением этой традиции. Еще одной новацией стало проведение биеннале внутри огромного универсального музея. Эрмитаж сделал «Манифесту 10» центральным выставочным событием собственного юбилейного года — в 2014-м он отмечает свое 250-летие.

Куратор основного проекта Каспер Кениг построил выставку в фирменном эрмитажном стиле — как систему диалогов сорока художников. Старых мастеров и современных авторов (Пиранези — Буржуа), современных художников между собой (Монро — Моримура), вечных тем и горячих сюжетов (Матисс — Михайлов), разнообразных техник, от нежных акварелей до гигантских инсталляций (Дюма — Хиршхорн).

Отвечая на вопрос, о чем эта биеннале, Михаил Пиотровский на одной из встреч с молодежной аудиторией сказал так: «Это искусство заставляет думать о том, что надо думать».

Необычным стало и то, что фактически «Манифеста 10» началась задолго до ее официального открытия 28 июня 2014 года. Острая дискуссия о том, бойкотировать биеннале или нет, которая велась с лета прошлого года после принятия так называемых антигейских законов и усилилась после начала российско-украинского конфликта, — это тоже часть того, что принято называть современным искусством.

На днях в Петербург приезжал с небольшой лекцией знаменитый румынский карикатурист Дан Пержовски. Он признался, что на его решение не участвовать в биеннале воздействовала как логика, так и эмоции. И сейчас художник не может сказать, правильным или ошибочным был такой выбор.

Позиция Хедвиг Фейен оставалась неизменной. Она заявила, что фонд «Манифеста» уважает выбор тех, кто отказался от участия. Но биеннале делается с целью ознакомить российского зрителя, прежде всего молодого, с современным искусством. Поэтому биеннале состоится «при любой погоде».

Очевидно, это был правильный выбор. По понятным причинам петербургские молодые люди, интересующиеся современным искусством, и даже те из них, кто намерен заниматься им в качестве художника, куратора, критика и т. д., очень ограничены в возможностях смотреть выставки по миру.

«Манифеста 10» показала технологию биеннале сегодня. Внимательный, вдумчивый зритель мог понять, как отбираются работы художников в основной проект, как выстраивается большая выставка из очень разных произведений, как организованы параллельная и образовательная программы. Ничего подобного в Петербурге прежде не было.

Биеннале открыла для публики возможность увидеть полностью отреставрированное восточное крыло Главного штаба.

Кстати, главные и самые интересные выставки параллельной

программы «Манифесты 10» состоялись в зданиях Кадетского корпуса, недавно переданных СПбГУ. Туда зрители также попали практически впервые. По нашим оценкам, за 4 месяца работы биеннале восемь выставок в Кадетском корпусе посмотрели около 30 тысяч человек.

Можно ли сейчас говорить о более серьезных итогах «Манифесты 10», чем простая статистика? Каспер Кениг недавно заметил, что потребуется два-три года, чтобы оценить, как повлияла «Манифеста 10» на Петербург и петербуржцев.

Но уже сейчас можно говорить о том, что биеннале установила высокую планку для будущих выставок проекта «Эрмитаж 20/21». Кроме того, в эти четыре месяца в Главном штабе происходили самые разные события, показывалась 18-часовая программа видеоарта, состоялись дискуссии о роли музеев в современном мире и украинских событиях. Эрмитаж заявил Главный штаб не только как музейную, но и как значимую общественную площадку. Об этой его роли, хороших возможностях и серьезном вызове для Эрмитажа говорил и Каспер Кениг на одной из пресс-конференций, и участники состоявшегося в Штабе в сентябре международного форума «Музеи и власть».

«Горе победит счастье» — так назывался семичасовой перформанс исландского художника Рагнара Кьяртанссона в концертном зале Витебского вокзала, ставшем одной из публичных площадок «Манифесты 10». В сопровождении оркестра он на разные лады пел одну эту фразу. От долгого повторения возникало элементарное чувство противоречия. Нет, не победит! Может, художник рассчитывал именно на такую реакцию. И счастье победит горе.

Еще есть возможность посмотреть «Манифесту 10» в Эрмитаже и Кадетском корпусе. Выставки работают по 31 октября. Следующая «Манифеста 11» состоится в Цюрихе в 2016 году и будет посвящена 100-летию дадаизма, это течение начиналось именно там, в «Кабаре Вольтер». Ожидается, что сегодня будет названо имя куратора.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 204 (5330) от 29.10.2014.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.