Ой, чуть не сказал...

Коллекционировать ошибки модно. Этим занимаются писатели и журналисты, пишущие о языке; ученые, объясняющие публике, как правильно говорить и писать; учителя, развлекающие смешными детскими «ляпами» знакомых. Доклад известного лингвиста Стеллы Наумовны Цейтлин заставил меня взглянуть на проблему ошибок по-новому.

Ой, чуть не сказал... | Иллюстрация Asaf-Eliason/shutterstock.com

Иллюстрация Asaf-Eliason/shutterstock.com

В программе конференции, посвященной языковому и литературному образованию в современном обществе, тема доклада была сформулирована так: «Оговорки, описки, очитки и прочее: к вопросу о взаимоотношениях мозга и сознания». Нет, это не было выступление из серии «Ученые шутят». Необходимость различать ошибки и оговорки, ошибки и описки возникает во многих, порой жизненно важных, ситуациях. Достаточно вспомнить о детях, на экзаменах от волнения пропускающих или заменяющих букву или знак. Это ведь случается, и довольно часто. Как вести себя проверяющему в подобной ситуации?

Помню, как в давние годы, когда учителя еще пользовались доверием до такой степени, что им дозволялось проверять выпускные сочинения своих учеников, я сверяла ошибки готовой работы с черновиком - часто оказывалось, что пропущенная при спешном переписывании запятая обнаруживалась на нужном месте, и это решало вопрос об оценке, от которой многое зависело в жизни выпускника.

Правда, в докладе речь шла не о детях, а о взрослых людях, вполне грамотных, владеющих нормами русского языка и тем не менее время от времени допускающих - нет, не ошибки. Профессор Цейтлин использовала, по-моему, безукоризненную формулировку «речевые сбои». Эти сбои происходят, когда мозг наш работает автоматически и сознание, иногда на считанные доли секунды, запаздывает - речевой контроль ослабляется. Тут-то и возникают оговорки, описки, опечатки, а еще ослышки и очитки.

Поиск слова или его формы связан с ассоциациями, закрепленными в сознании. Вспомните «Лошадиную фамилию» Чехова. Мы все с этим сталкиваемся, порой смеясь, а иногда огорчаясь. Ну например, когда, собираясь гулять с собакой, сетуем на то, что поводок потерялся, хотя на самом деле ищем запропастившийся ошейник. Или вдруг путаем известные слова и говорим: «Не надо преувеличивать его влияния...», когда по смыслу ситуации должны бы сказать «приуменьшать». Это лексические оговорки, возникающие в моменты волнения, когда из памяти вдруг вылетают самые известные слова. Так одна молодая женщина, готовившая для кого-то музыкальное поздравление, мучительно билась в поисках слова: «Можно же сделать... буриме... жалюзи... конфетти...» - пока наконец не выпрыгнуло - «попурри».

Замена одного слова другим может быть связана с близостью их звучания. Например, вместо «полезно плавать на спине» мы вдруг слышим или говорим совсем в духе кэрролловской Алисы «полезно плакать на спине». Или, бессознательно стремясь к удобству произнесения, просим помочь «вдеть иголку в нитку». Очевидно же, все твердо знают, что куда вдевается, а вот поди ж ты - одна из самых распространенных оговорок. Еле удержала руку, готовую набрать - «ошибок».

А ведь есть еще лакуны в языке. Так называются случаи, когда некоторые формы слов отсутствуют, их невозможно образовать. Потому в процессе речи приходится искать обходные пути, синонимичные слова и формы выражения. Это и в спокойном состоянии не всегда с ходу получается, а уж волнуясь, запросто можно сказать: «Едя к вам, я подумала...» - или «Он собл... (говорящий замялся) смог соблюсти все необходимые обязательства».

Рассказывая о том, что услышала в докладе, не могу избавиться от мысли о школе и экзаменах. С этого года кое-где в порядке эксперимента, а потом и повсеместно в ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку добавится устная часть. Дети уже заранее начинают бояться. Страх порождает волнение, волнение - оговорки, которые очень легко посчитать ошибками. Причем самыми опасными могут стать морфологические оговорки - путаница в употреблении форм слова. «Такие нелепые гибели людей...» - сказал потрясенный информацией о теракте радиоведущий. Очень понятная по-человечески оговорка, яркий пример того, как сознание пасует перед ужасом случившегося и у вполне грамотного человека помимо его воли вырывается неожиданная и странная форма слова.

Как все тонко и непросто. Как беспокоит внимательных к своей речи людей, порой приводя их к боязни высказывания. Конечно, то, что вошло в доклад, - лишь верхушка айсберга, малая часть большой, важной и нужной работы. Но даже этой верхушки достаточно, чтобы задуматься и расхотеть весело коллекционировать ошибки.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 220 (5837) от 24.11.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?