Ответственный за графику

В Мраморном дворце Русского музея открылась персональная выставка петербургского художника Олега Яхнина. Показать мощного рисовальщика, который трудится денно и нощно, не оставляя на листе бумаги ни одного свободного миллиметра, выявить главные смыслы его полувекового творчества и не перегрузить зрителя – непростая задача.

Ответственный за графику | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Куратор Людмила Вострецова, на наш взгляд, справилась с ней успешно. Задача усложнялась еще и тем, что Яхнин – «раскрученный» художник, имеющий за своими плечами 80 персональных выставок, книжный график, создавший десятки изданий, организатор многочисленных фестивалей графического искусства, преподаватель в нескольких вузах. Иными словами, абсолютно медийная персона. Закономерно, что вернисаж собрал сотни самых разных людей.

Драматургия выставки построена так, что сразу забываешь подробности биографии уроженца Приморского края Яхнина. За исключением, пожалуй, факта академической выучки – после Владивостокского художественного училища он окончил Академию художеств.

Зритель с порога оказывается в узком коридоре, где, как в мощном электрическом поле, с одной стороны его «пронизывают» персонажи Кена Кизи из культового романа «Над кукушкиным гнездом», а с другой – серия «Семь смертных грехов».

Лобастый Ракли, проницательный Эллис, туповатый Боцман – каждый персонаж книги Кизи прорывается к нам сквозь крупно нарисованный текст, как через решетку: «Ракли, также хроник, поступил несколько лет назад как острый, но с ним перестарались»... Художник усиливает гуманистический текст Кизи точно найденным образным приемом.

Из «грехов» запоминается «Лень», изображающая мужчину с ребенком: ленивый порождает себе подобного, предупреждает трудяга Яхнин. В «Гордыне» главным становится вздернутый у персонажа нос, на кончике которого сидит воробей. Порок высмеян образно, лаконично и без пафоса.

Живопись Яхнина – это большие полотна с развернутым повествованием без привычной для художника перенаселенности. Выделим «Добычу» (на снимке) – два юноши несут убитого ими дикого кабана. Но в их глазах нет и тени радости удачных охотников, знакомой нам по классическим картинам от голландцев до передвижников. Может быть, не следует покушаться на природу? – спрашивает Яхнин.

Красная гостиная Мраморного дворца подходит для монохромных листов с рисунками черным фломастером. В них Яхнин смешивает влияния Босха, Арчимбольдо, сюрреалистов. Сквозь графические шифровки внимательный зритель легко найдет послания.

Центральный образ, занимающий Яхнина сегодня, – химеры. В одноименном живописном триптихе 2015 года и более ранних изображениях этих существ они всей своей мифологической мощью буквально навалились на лица, нависают над переносьем. Художника занимает вечный, а сейчас особенно актуальный вопрос: кто сильнее – человек здравомыслящий или почитатель ложных вымыслов.

Неожиданна финальная точка выставки – это иллюстрации к «Фаусту», созданные в 1981 году. Они принесли художнику первую славу, в этих сдержанных, почти минималистичных интерпретациях гетевских размышлений о жизни и смерти нет ничего от нынешнего плотного рисования Яхнина.

Впрочем, Александр Боровский в статье для альбома, выпущенного к выставке, трижды замечает, что Яхнин – ответственный за всю петербургскую графику.

Эта графика очень разная, все еще может измениться, и Яхнин вспомнит прежний язык своего искусства.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 022 (5639) от 09.02.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Павка Корчагин – святой или фанатик?
22 Мая 2017

Павка Корчагин – святой или фанатик?

В театре-фестивале «Балтийский дом» - премьера: Анатолий Праудин поставил спектакль «Как закалялась сталь» по роману Николая Островского.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Квест на Парадной лестнице
11 Мая 2017

Квест на Парадной лестнице

Эрмитаж продолжает масштабный проект «Штурм Зимнего», приуроченный к 100-летию Октябрьской революции. Это точечные выставки-квесты, которые в течение года открываются в разных частях музея.