С вождем – в «Сарай» и «Шалаш». Как живут «ленинские» музеи в Сестрорецке сегодня

Популярные туристические маршруты обходят ленинские места стороной. На узких улочках поселка Разлив можно встретить в основном дачников и местных жителей, и лишь целенаправленные граждане направляются к тому самому «Сараю». До «Шалаша» пешком идти долго, хотя и приятно: еще в советское время длинная дорога вдоль озера Разлив была благоустроена. Впрочем, возле нее в теплое время года чаще можно заметить желающих позагорать на местных пляжах, владельцев байдарок и гидроциклов, а также любителей шашлыков на природе, нежели тех, кто движется к музею...

С вождем – в «Сарай» и «Шалаш». Как живут «ленинские» музеи в Сестрорецке сегодня | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Практически сакральное значение ленинских мест ушло в прошлое. Это в годы войны у «Шалаша», недалеко от Сестрорецкого рубежа обороны Ленинграда, приносили присягу, вручали гвардейские знамена частям, награждали солдат и офицеров. В постсоветское время трепетное отношение музейщиков к отжившей, казалось бы, теме вызывало столь резкий контраст с реальностью, что приводило даже к случаям вандализма: соломенный макет шалаша не единожды становился жертвой поджога.

В первые годы после развала Советского Союза официозное прославление Ильича потеряло свою актуальность, и местная администрация с трудом находила средства для содержания «Сарая» и «Шалаша». Но уже скоро сестрорецкие музеи смогли посмотреть на ленинскую тему под новым углом зрения, интересным современному посетителю. Теперь их амбиции гораздо шире скромного мемориала о нескольких днях из жизни вождя мирового пролетариата.

Руководство музея «Сарай», например, проводило архитектурный конкурс проектов по обновлению территории. Многие из них предполагают серьезное расширение культурного пространства, строительство новых зданий и нового пирса, рекреационных зон и даже сцены. Жаль, что на реализацию подобных проектов пока не хватает средств и возможностей.

У музея «Шалаш», который в этом году без особых торжеств отметил свое 90-летие, получилось преобразиться быстрее. В экспозиции павильона акцент с личности Ленина сместили на историю самой революции, которая местами преподносится в игровом, театрализованном формате с драматическими «действиями». Картонные фигуры «героев», расставленные по всей территории, задают посетителям каверзные вопросы: «Фидель Кастро на экспозиции был. А ты?»; «Надежда Крупская была с Лениным и в Шушенском, и в Швейцарии... А здесь?»; «Ленин здесь скрывался, а где был Лев Троцкий?». Фигуры подсказывают: «Ответ в музее».

Сотрудники пытаются докопаться до истины, не пропагандируя старые советские мифы. Скажем, в пропагандистской живописи сталинского времени запечатлен визит в шалаш к Ленину Сталина. Теперь же в экспозиции посетители узнают, что этот факт не подтверждается источниками. А вот присутствие в Разливе репрессированного впоследствии Григория Зиновьева долгое время замалчивалось. Экскурсоводы «Сарая» обратят ваше внимание на его фотографию и подчеркнут: немногие сразу ответят, кто на ней изображен.

Образ Ильича теперь не икона. Но, возможно, без идейного трепета изучать историю этого образа стало только интереснее? В последние годы на территории музея «Шалаш» нашли приют две работы советского скульптора 1920-х годов Матвея Харламова, ранее стоявшие в Ленинграде у промышленных предприятий: «Красного выборжца» и Завода точных электромеханических приборов. Вместе с большим белым бюстом из БКЗ «Октябрьский» они пока единственные новые экспонаты в будущем парке советского периода под открытым небом. Но на этом желания его создателей не останавливаются.

По словам директора музейного комплекса Натальи Коваленко, сегодня в музей приезжают много посетителей. В прошлом году в «Шалаше» побывали около 60 тысяч человек, и пусть какую-то часть аудитории можно списать на ажиотаж вокруг юбилея революции, вряд ли этот год даст принципиально меньшее число.

Действительно, каждый находит в этих местах что-то для себя. Одни по-прежнему задают вопросы в стиле советского «символа веры» (как, например, приехавшая в «Сарай» этим летом делегация из Китая), другие с любопытством узнают об исторической реальности 1917 года. Третьи вспоминают советское детство — в таком стиле, кстати, был выдержан отзыв посетившего «Шалаш» актера Сергея Безрукова. А кому-то просто хочется насладиться прекрасным видом, открывающимся на озеро с пристани...

Но какими бы ни были задаваемые вопросы, ответ — в музее.

#музей #Сестрорецк #Ленобласть #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 168 (6267) от 12.09.2018 под заголовком «Ответ — в музее».


Комментарии