Отлично, «Константин»! В Кронштадте открылся музей «Пушкарь»
Накануне дня рождения города форт «Константин» в Кронштадте показал новый музей. Называется он старым русским словом «пушкарь», а разместился в жилых помещениях батареи Брылкина.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Форт «Константин», названный так в 1834 году по имени великого князя Константина Николаевича, сына Николая I, который уже в четырехлетнем возрасте был назначен генерал-адмиралом российского флота, – притягательное место для любителей дореволюционной фортификации. Это одно из крупнейших артиллерийских укреплений с сохранившимися батареями, казармами, дальномерным павильоном и другими фортификационными сооружениями. Со смотровых площадок открываются великолепные виды на маяки и островки Финского залива.
Самый примечательный объект на «Константине» – бруствер инженера Шведе, защищенный броневыми плитами. На них, если приглядеться, можно различить клейма поставщика – английской фирмы «Джон Браун». Этот оборонительный комплекс вообще уникален: подобного ему больше нигде в России, да и, пожалуй, в Европе, нет.
Ныне форт может служить примером того, как бизнес эффективно и бережно использует объект культурного наследия. Добраться туда удобно с зимней пристани Кронштадта на ретропароме «Рипербан», который приобрели в Гамбурге и приспособили для туристских прогулок вокруг фортов. Кстати, на этом самом кораблике в свое время выступали «Битлз» и «Роллинг Стоунз». Кроме того, из центра Кронштадта до форта ходит бесплатный автобус-«шаттл». Ну и, наконец, можно подъехать на личном автотранспорте, двигаясь по Кольцевой автодороге.
– Когда я впервые побывал на «Константине» лет двадцать назад, ужаснулся царившей там разрухе, – говорит историк фортификации Леонид Амирханов. – Теперь же форт просто не узнать. Большая часть построек отреставрирована, сделана гидроизоляция, проведено электричество. И практически все – обратите внимание! – без участия государства. Конечно, работы еще предстоит много, но другим фортам есть с чего брать пример.
Нынче здесь расположены историко-культурный комплекс, парк активного отдыха. Детям просто раздолье: тут для них устраивают игру наподобие приключенческого телешоу «Форт Боярд».
Часть старинных казематов занимает Музей маячной службы. Экспозиция про пушкарей открылась по соседству. Пока она занимает два зала, но ведь это только начало!.. Старинные помещения казематов с толстенными стенами и сводчатыми потолками уже сами по себе исторический экспонат.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
В первом зале говорится об истории самого форта, который служил экспериментальной площадкой, где проводили апробацию новых видов вооружения. Позиция, укрепленная броневыми плитами, во второй половине XIX века обошлась царской казне в миллион рублей, что по тем временам было колоссальной суммой. На стенах – планы, карты, схемы, чертежи, добытые в архивах, редкие фотографии...
Второй зал повествует о жизни и быте офицеров и солдат – нижних чинов, как говорили до революции.
– Служба в кронштадтской крепости была очень тяжелой, недаром ее прозвали «матросским Сахалином» и даже «каторгой». Причем это вовсе не выдумка и не преувеличение советской пропаганды, – рассказал сотрудник музея Александр Федоров. – Недаром произошло несколько восстаний, одно из них, в июле 1906 года, – как раз на «Константине». Мятежники подняли черный флаг (вовсе не красный, как им потом приписывали), успели сделать один артиллерийский выстрел в сторону Кронштадта, но продержались недолго – чуть больше суток.
Что же касается экспозиции (организаторы просят все-таки не считать ее музеем в строгом смысле слова), то она родилась благодаря энтузиазму любителя старины Геннадия Бычкова. Он вырос в Сибири, в Ленинграде поступил в мореходное училище. Потом много лет трудился на рыбном флоте. А попутно собирал коллекцию старинных предметов.
– На создание экспозиции ушло не так много времени, а вот на собирание артефактов – десятки лет. Я по жизни очень любопытный, – говорит Бычков. – Исторические артефакты как будто бы сами меня находят. Началось все с медной пятикопеечной монеты времен Екатерины II, попавшей ко мне, когда я был еще школьником...
На форте «Константин» он поначалу обосновался как яхтсмен, стал и тут собирать предметы старины, которые находил буквально под ногами. То встретится ему старый якорь на берегу, то детали от железной дороги, соединявшей по дамбе форт с островом Котлин... Старый дверной замок Бычков нашел совершенно случайно, просто прогуливаясь по территории форта. Среди экспонатов – ядра, пули, монеты, части фортовых механизмов. Даже кованый якорь-кошка петровских времен – такие использовались для чистки дна при строительстве фортов.
В итоге получился собирательный образ времени. Привести все находки в более-менее стройный логический ряд помогли коллеги из Музея маячной службы, а также с форта «Красная Горка».
Экспозиция в духе времени – интерактивная: практически все экспонаты можно трогать руками, кроме тех, которые помещены в витринах. О пушкарях «Константина» здесь можно узнать немало любопытного. Вилы, косы и грабли свидетельствуют о том, что здесь занимались огородничеством для солдатских нужд. По соседству – массивные фотографические аппараты времен Карла Буллы. Было принято отправлять фото родным в парадной форме с неизменной надписью на фотокарточках: «В память моей солдатской службы».
Еще немало артефактов осталось в запасниках: хватит как минимум еще на пару залов. Геннадий Бычков хочет посвятить их военно-морской службе советских времен.
– По сути, это настоящий народный музей, – говорит его основатель. – Если я объявлю сбор экспонатов, мне и целого форта не хватит...
P. S. В честь открытия музея вход в него 29 мая будет бесплатным.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 94 (6932) от 27.05.2021 под заголовком «Отлично, «Константин»!».
Комментарии