Откуда рыцари в Царском

Рыцарей в Петербурге и его окрестностях стало больше. Теперь доспехи и различные виды оружия Средневековья можно увидеть не только в знаменитом Рыцарском зале в Эрмитаже, но и в Царском Селе: в только что отреставрированном Арсенале с 24 августа открыта новая экспозиция.

Откуда рыцари в Царском  | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В ее основе – коллекция императора Николая I, который, как известно, увлекался рыцарством. Одни называли его последним рыцарем Европы. Другие – просто солдафоном или мягче – «солдатом по образованию, по профессии и даже по внешности».

Еще будучи великим князем, император зачитывался романами Вальтера Скотта. Больше того – он посетил писателя, который жил в Шотландии в замке Абботсфорд. Впоследствии император повелел архитектору Адаму Менеласу перестроить барочный павильон Монбижу в Александровском парке в неоготическом стиле.

Николай I собрал уникальную коллекцию рыцарских доспехов и средневекового оружия, которая и разместилась в Арсенале. Впоследствии Александр II и Александр III дополняли собрание. В середине 1880-х годов коллекция была перенесена в императорский Эрмитаж. Согласно записям хранителя Эрмитажа Флориана Жиля, в коллекцию входили «сабли, шпаги и мечи, луки, колчаны и стрелы; копья, пики, алебарды и секиры; ружья и карабины; пистолеты, щиты; доспехи, шишаки и проч.; латы; кольчуги; седла, лядунки, самострелы, редкое и необыкновенное оружие русское, разное старинное редкое оружие, оружие и вещи американские, разные вещи, знамена и флаги». Обновленная экспозиция, которая возрождает замысел Николая I, создавалась ГМЗ «Царское Село» совместно с Эрмитажем.

– Когда мы начали работать над воссозданием экспозиции, обратились за помощью к Эрмитажу, – рассказала на пресс-показе директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова. – Михаил Борисович Пиотровский благосклонно отнесся к нашей просьбе. Нам передали на временное хранение множество уникальных вещей, в том числе доспехи XVI века. Также экспозиция пополнилась и вещами, приобретенными нами на аукционах.

Центр экспозиции – восьмиугольный Зал рыцарей, куда посетители могут подняться по винтовой лестнице. Когда-то там стоял массивный дубовый стол, напоминая средневековую легенду о короле Артуре и рыцарях круглого стола. С той поры сохранилось только два стула с высокими спинками и обивкой красного бархата, которые можно увидеть внизу среди неоготической мебели и предметов интерьера. А в самом зале вместо стола – шатер турецкого султана. Верхние ярусы зала декорированы репликами средневековых доспехов и муляжами знамен. В оружии есть своеобразная красота. Но одно дело любоваться всеми этими булатными клинками или двуручными мечами в музее, сквозь стекло витрин. И совсем другое – представить себя на поле боя, в те времена, когда воины еще сражались лицом к лицу, когда не существовало оружия массового поражения, которым можно управлять дистанционно. Как водится на любой войне, каждая сторона считала правой себя. На стальной тулье сделанного в Иране шлема расположены медальоны с надписями на арабском языке – цитаты из Корана, прославляющие могущество аллаха. В том же зале выставлен австрийский палаш XVII века с надписями на немецком языке: «Турки мечом и огнем опустошают всю нашу землю» и «Помогай нам Бог сильной рукой их сдерживать».

В день открытия Арсенала для публики у стен еще одного неоготического павильона Александровского парка – Белой башни – реконструкторы показали фрагмент костюмированной карусели, устроенной в Царском Селе в 1842 году в честь серебряной свадьбы императора Николая I и Александры Федоровны. Эта карусель запечатлена на картине французского художника Ораса Вернье, которая представлена сейчас в Арсенале. Но в реальности, судя по воспоминаниям современников, все выглядело не так романтично, как на полотне. Воспитатель великого князя Константина Федор Литке оставил в своем дневнике запись о памятном празднестве:

«Кавалерам латы даны были из Арсенала. Все это прибрать и пригнать в неделю, дамам сшить себе костюмы. С ног все сбились. Но это еще не главное: надо было видеть этих несчастных, когда они влезли в железные футляры, не на них сшитые, совершенные мученики, и в этом состоянии должны были управлять лошадью. Кавалеристы записные признавались, что они совсем не покойны, тем более что и лошади не привыкли к таким фигурам. Государь, примеряя шлем свой, чуть не задохся. С его расположением к притечению крови к голове... Словом, тоска наполняла душу, пока все не кончилось!»

Участь рыцарей была нелегка. В этом убедился недавно бельгийский художник Ян Фабр, выставка которого «Рыцарь отчаяния – воин красоты» готовится сейчас в Эрмитаже. Он прогулялся по залам музея в рыцарских доспехах, которые привез с собой из Бельгии. Весили они примерно 20 кг (это не предел, были и гораздо более тяжелые), что не мешало ему преклонять колено перед шедеврами.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 158 (5775) от 29.08.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...