Откуда рыцари в Царском

Рыцарей в Петербурге и его окрестностях стало больше. Теперь доспехи и различные виды оружия Средневековья можно увидеть не только в знаменитом Рыцарском зале в Эрмитаже, но и в Царском Селе: в только что отреставрированном Арсенале с 24 августа открыта новая экспозиция.

Откуда рыцари в Царском  | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В ее основе – коллекция императора Николая I, который, как известно, увлекался рыцарством. Одни называли его последним рыцарем Европы. Другие – просто солдафоном или мягче – «солдатом по образованию, по профессии и даже по внешности».

Еще будучи великим князем, император зачитывался романами Вальтера Скотта. Больше того – он посетил писателя, который жил в Шотландии в замке Абботсфорд. Впоследствии император повелел архитектору Адаму Менеласу перестроить барочный павильон Монбижу в Александровском парке в неоготическом стиле.

Николай I собрал уникальную коллекцию рыцарских доспехов и средневекового оружия, которая и разместилась в Арсенале. Впоследствии Александр II и Александр III дополняли собрание. В середине 1880-х годов коллекция была перенесена в императорский Эрмитаж. Согласно записям хранителя Эрмитажа Флориана Жиля, в коллекцию входили «сабли, шпаги и мечи, луки, колчаны и стрелы; копья, пики, алебарды и секиры; ружья и карабины; пистолеты, щиты; доспехи, шишаки и проч.; латы; кольчуги; седла, лядунки, самострелы, редкое и необыкновенное оружие русское, разное старинное редкое оружие, оружие и вещи американские, разные вещи, знамена и флаги». Обновленная экспозиция, которая возрождает замысел Николая I, создавалась ГМЗ «Царское Село» совместно с Эрмитажем.

– Когда мы начали работать над воссозданием экспозиции, обратились за помощью к Эрмитажу, – рассказала на пресс-показе директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова. – Михаил Борисович Пиотровский благосклонно отнесся к нашей просьбе. Нам передали на временное хранение множество уникальных вещей, в том числе доспехи XVI века. Также экспозиция пополнилась и вещами, приобретенными нами на аукционах.

Центр экспозиции – восьмиугольный Зал рыцарей, куда посетители могут подняться по винтовой лестнице. Когда-то там стоял массивный дубовый стол, напоминая средневековую легенду о короле Артуре и рыцарях круглого стола. С той поры сохранилось только два стула с высокими спинками и обивкой красного бархата, которые можно увидеть внизу среди неоготической мебели и предметов интерьера. А в самом зале вместо стола – шатер турецкого султана. Верхние ярусы зала декорированы репликами средневековых доспехов и муляжами знамен. В оружии есть своеобразная красота. Но одно дело любоваться всеми этими булатными клинками или двуручными мечами в музее, сквозь стекло витрин. И совсем другое – представить себя на поле боя, в те времена, когда воины еще сражались лицом к лицу, когда не существовало оружия массового поражения, которым можно управлять дистанционно. Как водится на любой войне, каждая сторона считала правой себя. На стальной тулье сделанного в Иране шлема расположены медальоны с надписями на арабском языке – цитаты из Корана, прославляющие могущество аллаха. В том же зале выставлен австрийский палаш XVII века с надписями на немецком языке: «Турки мечом и огнем опустошают всю нашу землю» и «Помогай нам Бог сильной рукой их сдерживать».

В день открытия Арсенала для публики у стен еще одного неоготического павильона Александровского парка – Белой башни – реконструкторы показали фрагмент костюмированной карусели, устроенной в Царском Селе в 1842 году в честь серебряной свадьбы императора Николая I и Александры Федоровны. Эта карусель запечатлена на картине французского художника Ораса Вернье, которая представлена сейчас в Арсенале. Но в реальности, судя по воспоминаниям современников, все выглядело не так романтично, как на полотне. Воспитатель великого князя Константина Федор Литке оставил в своем дневнике запись о памятном празднестве:

«Кавалерам латы даны были из Арсенала. Все это прибрать и пригнать в неделю, дамам сшить себе костюмы. С ног все сбились. Но это еще не главное: надо было видеть этих несчастных, когда они влезли в железные футляры, не на них сшитые, совершенные мученики, и в этом состоянии должны были управлять лошадью. Кавалеристы записные признавались, что они совсем не покойны, тем более что и лошади не привыкли к таким фигурам. Государь, примеряя шлем свой, чуть не задохся. С его расположением к притечению крови к голове... Словом, тоска наполняла душу, пока все не кончилось!»

Участь рыцарей была нелегка. В этом убедился недавно бельгийский художник Ян Фабр, выставка которого «Рыцарь отчаяния – воин красоты» готовится сейчас в Эрмитаже. Он прогулялся по залам музея в рыцарских доспехах, которые привез с собой из Бельгии. Весили они примерно 20 кг (это не предел, были и гораздо более тяжелые), что не мешало ему преклонять колено перед шедеврами.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 158 (5775) от 29.08.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?