Открытка из осажденного города
В Музее семьи Бенуа ГМЗ «Петергоф» открылась выставка «Штемпеля Ленинграда на конверте стоят». Она представляет коллекцию художественных открыток филокартиста и краеведа Николая Павловича Шмитта-Фогелевича (1925 – 2004).

ФОТО peterhof-museum.ru
Он собирал их шесть десятилетий. После возвращения из эвакуации купил первую открытку и не смог остановиться. Больше ста тысяч почтовых карточек вошло в коллекцию Шмитта-Фогелевича, он разрешал ими пользоваться историкам, кинематографистам. Собирателя волновала дальнейшая судьба коллекции, и он завещал ее «Петергофу». За десять лет музей-заповедник многое сделал для ее изучения и популяризации.
На сайте «Петергофа» есть виртуальный музей открытки. Настоящим памятником Шмитту-Фогелевичу стало четырехтомное издание каталога открыток из его коллекции, посвященных нашему городу.
Выставка в Музее семьи Бенуа приурочена к 70-летию окончания Великой Отечественной войны, и в нее вошли художественные открытки блокадного времени. Названием стала строчка Ольги Берггольц «Штемпеля Ленинграда на конверте стоят».
Война разъединила людей, при остром дефиците бумаги открытка оказалась востребованной, она заменяла письмо. За четыре года семь ленинградских типографий и издательств выпустили 2000 открыток общим тиражом почти 40 миллионов.
Экспозиция строится тематически, как было в каталоге, изданном в 1969 году, одним из составителей которого был Шмитт-Фогелевич. На стендах открытки, объединенные в блоки: «Армия и флот на защите Ленинграда», «В тылу врага», «Военный Ленинград», «Огнем сатиры по врагу»... Отдельный блок – поздравительные открытки и почтовые карточки с текстом стихов и популярных песен – «Синий платочек», «Вечер на рейде».
Выставку дополняют образцы корреспонденции военного времени. В витринах под стеклом письма, документы. Разные почерки, разным людям адресованные строки. Бросается в глаза: «Я жив и здоров»...
У директора ГМЗ «Петергоф» Елены Кальницкой к этой выставке особое отношение:
– Я знала Николая Павловича Шмитта-Фогелевича, бывала у него в гостях. Он искал место, куда поместить коллекцию. Лет двадцать назад она могла и погибнуть.
Когда я пришла работать в «Петергоф», мы хотели сделать музей открытки. Сегодня мне нравится идея виртуальных выставок. Человек видит их в Интернете, что-то может скачать, размножить, сделать открытку, оставить у себя в архиве.
Меня с открытками сталкивала судьба.
Когда мы устанавливали после реставрации «Самсона», я искала человека, который видел, как его везли по городу в 1946 году, помнил об этом и мог рассказать. Таким человеком оказался коллекционер открыток Сергей Сергеевич Мяник.
Мой отец любил новогодние открытки с видами Ленинграда, просил меня их покупать. Таких почти не продавали, были кошечки, песики, зайчики, Деды Морозы. Сейчас культура поздравительной открытки поднялась на хороший уровень.
Это знак внимания людей друг к другу, один из элементов культуры города. Музейный ли это предмет? Сегодня, думаю, да. Я получаю поздравительные открытки и приглашения, складываю их в коробку, которая стоит в кабинете возле стола. Они останутся в музее.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакт
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 053 (5426) от 27.03.2015.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии