Открыта выставка, приуроченная к 75‑летию со дня рождения историка архитектуры Бориса Кирикова
Она расположена в Центральном госархиве научно-технической документации Санкт-Петербурга (на Тамбовской улице, 17). Именно в этот архив Борис Михайлович незадолго до ухода из жизни передал коллекцию своих личных материалов.
ФОТО Naito8 on Shutterstock
Более двадцати лет он работал в Музее истории города, специализировался на изучении архитектуры конца XIX — начала ХХ века, фактически был первопроходцем в этой сфере. Двенадцать лет, с 1996 года, занимал пост заместителя председателя городского комитета по государственному использованию и охране памятников. Благодаря его работе были подготовлены материалы для включения Петербурга в число объектов мирового культурного значения ЮНЕСКО.
— Теперь не проходит практически дня, чтобы я не работал с документами, к которым был причастен Кириков, — говорит председатель КГИОП Сергей Макаров. — Взять под государственную охрану три с половиной тысячи зданий было под силу только ему и тому коллективу, которым он руководил…
Как заметил архитектор Михаил Мамошин, будучи членом Совета по охране культурного наследия и Градостроительного совета, Борис Кириков очень активно влиял и на текущую застройку в центре города. Многие беды, которые могли бы произойти, он сумел отвести. Архитекторы достаточно редко прислушиваются к советам «со стороны», а мнением Кирикова они действительно дорожили.
Начинается же выставка с представления семьи Бориса Михайловича. Его дед, Константин Иванович, служил в начале ХХ века инженером-кондуктором в мастерской известного петербургского архитектора Мариана Перетятковича. О чем он позже много рассказывал внуку. И не случайно, наверное, последняя рукопись ученого, сданная в издательство накануне ухода из жизни, была посвящена творчеству именно Перетятковича…
Родители Бориса Кирикова — фронтовики. Отец, Михаил Константинович, прошел всю Великую Отечественную войну связистом, Победу встретил в Вене. Мама, Людмила Ивановна, будучи медсестрой в военном госпитале, дошла до Берлина, была награждена медалью «За боевые заслуги». На выставке представлен ее блокадный дневник, который она вела в 1941 – 1942 годах.
— Уже с детства Борис выбрал свой профессиональный путь: устраивал в школе олимпиады, читал лекции по истории архитектуры, любил бродить по городу, узнавая его улицы и дома, — говорит вдова историка доктор архитектуры Маргарита Штиглиц, соавтор ряда его трудов, а также нынешней выставки.
Фотографии из семейного архива позволяют увидеть самого разного Кирикова — студента на археологической практике в Новгороде, преподавателя, сотрудника музея, чиновника… Экспонатом выставки стал его первый научный труд — выполненная на истфаке ЛГУ в 1971 году дипломная работа, посвященная творчеству архитектора Александра Дмитриева.
На выставке представлены многие книги Бориса Кирикова, рассказывающие об архитектуре петербургского модерна, а также его стихи, посвященные любимому городу. «Мой старый Петербург // В осенней дремлет мгле. // Застыли реки, будто из базальта. // Здесь знаю каждый дом // До трещин на стекле // И глажу лоб морщинистый асфальта…». Эти строки были написаны в августе 1979 года.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 193 (7522) от 13.10.2023 под заголовком «Авторитет для архитекторов».
Комментарии