Открыт памятник директору ГМЗ «Павловск» Анне Зеленовой

Памятник Анне Зеленовой, легендарному директору ГМЗ «Павловск», открыт в Международный день музеев. Бронзовая скульптура установлена в сквере на Садовой улице Павловска рядом с Дворцовыми конюшнями и напротив входа в музей-заповедник, который она спасала в годы Великой Отечественной войны и возрождала после ее завершения.

Открыт памятник директору ГМЗ «Павловск» Анне Зеленовой | ФОТО автора

ФОТО автора

Это был тот случай, когда жителей Павловска, гостей города-спутника не надо было специально приглашать. По лицам людей разных возрастов было видно, что это их праздник. Впервые о необходимости установить памятник Анне Зеленовой общественность Павловска заговорила более 20 лет назад. Все были за, но то не было достойного проекта, то денег не нашли.

В 2015 году состоялась выставка эскизов, по итогам которой наибольшее количество голосов получил проект скульптора Владимира Горевого и архитектора Олега Романова: юная Зеленова присела на библиотечную лесенку, придуманную Карлом Росси для библиотеки Павловского дворца. Тогда, да и сейчас, некоторым зрителям кажется, что фигура Зеленовой слишком хрупка. Но в этом содержится главный смысл художественного образа: молодая женщина в неизменных круглых очках, которой в начале войны не было тридцати лет, выдержала на своих хрупких плечах экстремальные условия борьбы за спасение музейных ценностей.

Горевой ушел из жизни через четыре года, успев довести работу до уменьшенной модели. Памятник завершили его ученики Андрей Мартьянов и Рустам Игамбердиев.

Важным было найти правильную надпись на памятнике. Она должна быть короткой, а биографию Зеленовой — искусствовед, хранитель, реставратор, директор — несколькими словами не расскажешь. В итоге остановились на таком варианте: «Анне Ивановне Зеленовой. Хранителю вечности. Благодарность поколений».

Выступая на открытии памятника, губернатор Петербурга Александр Беглов напомнил, что Зеленова была назначена директором Павловского дворца-музея 21 августа 1941 года и до последней возможности занималась эвакуацией музейных ценностей. В сентябре ушла пешком в Ленинград, чтобы там возглавить работу по сохранению всего, что удалось спасти из пригородных дворцов и парков. В феврале 1944‑го, через несколько дней ­после освобождения Павловска, Зеленова вернулась к руинам дворца. Сначала она убедила ­власти в необходимости возрождения Павловска, потом добилась возвращения с фронта специалистов-реставраторов и возглавила работы. В 1957 году для посетителей открылась первая экспозиция в Павловском дворце. Создание памятника Анне Зеленовой, волевой, сильной и скромной женщине, настоящей ленинградке-петербурженке — дань уважения всем музейщикам, которые на протяжении десятилетий сохраняют историю, наши ценности.

Вера Дементьева, директор ГМЗ «Павловск», сказала, что памятник установлен на добровольные пожертвования жителей Павловска и Петербурга, и поблагодарила Тамару Карамышеву, жену Владимира Горевого, которая предоставила авторские эскизы. По словам Дементьевой, открытие памятника Анне Зеленовой увеличивает ответственность за продолжение реставрации ­музея-заповедника. В 2027 году Павловску исполнится 250 лет.

Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа, подчеркнул, что открытие памятника директору музея — лучший способ отметить День музеев. Это памятник нашей истории, единственный в мире памятник директору музея, за который боролись несколько директоров «Павловска», показав образец музейной солидарности. Сегодня, когда мы обсуждаем, что делать с разрушенными памятниками Пальмиры, опыт Зеленовой и ее коллег поможет в этой работе.

Юрий Мудров, директор музея «Исаакиевский собор», привел воспоминания коллег Зеленовой. В самую страшную блокадную зиму 1941/42 годов она требовала от своих сотрудников готовить материалы по восстановлению Павловского музея. Это невозможно представить, но такая вера спасала жизни. Анна Ивановна возглавляет «Бессмертный полк» Исаакиевского собора.

#память #памятник #ГМЗ «Павловск»

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 89 (7172) от 20.05.2022 под заголовком «Хранителю вечных ценностей».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?