Открылась 17‑я международная выставка по гражданскому судостроению «Нева-2023»

Главной для корабелов и судоводителей площадкой вновь стал петербургский «Экспофорум». Там открылась 17‑я международная выставка по гражданскому судостроению, судоходству, деятельности портов, освоению океана и шельфа «Нева-2023». Она собрала свыше 30 тысяч экспертов, а свою продукцию представили там 645 производителей из России и других стран — Китая, Турции, Индии, Южной Кореи и др. Это не больше обычного, зато ее выставочное пространство стало куда шире. «Нева», так сказать, вышла из берегов: вместо трех павильонов этого конгрессно-выставочного центра, как прежде, для показа новинок нынче были задействованы четыре. Эта выставка-форум традиционно проходит в Северной столице (раз в два года) более 30 лет при поддержке Минпромторга и Минтранса РФ, а также ведущих отраслевых объединений и ассоциаций.

Открылась 17‑я международная выставка по гражданскому судостроению «Нева-2023» | ФОТО Pexels

ФОТО Pexels

Судостроение сегодня становится драйвером роста российской промышленности. Хотя по объему вкладываемых инвестиций и их отдаче темпы развития этого сектора экономики, связанного со многими другими отраслями, пока не отвечают ожиданиям. Усилить в короткие сроки сферы гражданского судостроения, чтобы они соответствовали современным требованиям, конечно, непросто. Причем такой рывок России нужно сделать в условиях санкционного давления и налаживания новых логистических связей, что еще более сложно. А без решения этих задач нельзя ни наращивать морские перевозки, включая экспортные поставки, ни развивать отдаленные регионы страны, ни укреплять потенциал Арктической зоны РФ.

Львиная доля всего объема мировой торговли осуществляется ныне по морю, а российская внешняя торговля более чем на 90 % зависела от зарубежных судов. Одно это, казалось бы, должно вселять тревогу, но растерянности нет и в помине. Перечень шагов, которые должны предпринять в таких условиях бизнес и власть, очевиден. Хотя истина, как всегда, кроется в деталях, и эти конкретные вещи на протяжении четырехдневной выставки-форума «Нева-2023» ее участники собираются рассмотреть.

Значимые темы, касающиеся поддержки отечественных верфей и морских перевозок, достижения технологического суверенитета России в этой отрасли и формирования новых партнерских связей, лежат на поверхности. Эксперты их, несомненно, обсудят. Но постараются также разобраться в том, что еще предстоит сделать для обновления флота, модернизации верфей и оздоровления судоремонта. Или как расширить круг поставщиков российского оборудования за счет малого бизнеса.

На тематических сессиях, «круглых столах» и бизнес-встречах состоятся дискуссии по поводу безэкипажного судовождения и морской робототехники.

Эксперты поделятся мнением относительно цифровой трансформации и выскажут «рецепты» устранения в отрасли дефицита кадров. В то же время программу «Невы-2023» явно отличает другое: более отчетливый, нежели прежде, акцент ее организаторы сделали в этом году на арктической проблематике. Она прослеживается и в пленарном заседании («Морская отрасль России: новые приоритеты на фоне глобальных вызовов»), и в более чем 30 деловых мероприятиях выставки-форума. Специалисты обсудят там условия для обеспечения круглогодичной навигации на Севморпути и совместных проектов по этому высокоширотному коридору. Отдельные «круглые столы» будут посвящены новым инструментам для полярного плавания и строительству плавучих энергоблоков.

Красной нитью на петербургском смотре рыночных достижений проходит тема Арктики. Ее не обошли стороной такие отраслевые «киты», как Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), «Росатомфлот», судокомплекс «Звезда» и Корпорация морского приборостроения. Впервые на выставке будет действовать стенд, подготовленный «арктическим» комитетом Смольного. А на коллективном стенде Центра импортозамещения и локализации отметились полтора десятка мощных отечественных предприятий.

Петербург, один из крупных центров судостроения России, заявил о своих возможностях не только на площадке ОСК, где можно увидеть три десятка моделей судов и морской техники (шесть новых проектов были представлены там впервые). Компания «Нева Тревел» и ПКБ «Форсс Технологии» показали, к примеру, проект нового пассажирского прогулочного катамарана «Тютерс». А концерн НПО «Аврора» — пульт судоводителя, рабочее место штурмана и универсальные корпуса для приборов, не уступающие зарубежным аналогам.

Особое внимание специалисты уделили развитию средств коммуникации и связи, в которых нуждаются арктические проекты. Новейшим оборудованием такого рода организаторы оснастили Центр деловых контактов, подготовленный для встреч и переговоров российских и зарубежных специалистов, и бизнес-зал «Арктический». Так, ректор Макаровки подпишет там в дни проведения выставки-форума соглашение о сотрудничестве с нижегородским «морским» университетом, а также документ о создании научного консорциума «Освоение арктических территорий и развитие Севморпути».


#судостроение #выставка #форум

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 174 (7503) от 18.09.2023 под заголовком ««Нева» выходит из берегов».


Комментарии