«Отелло» в жестком ритме

В небольшом финском городе Савонлинна, расположенном в 300 километрах от Петербурга, завершился очередной Международный оперный фестиваль. В течение месяца во дворе старинной крепости Олавинлинна шли спектакли и концерты, выступали звезды классической музыки из Финляндии, Италии, России, Великобритании и других стран.

«Отелло» в жестком ритме | Иллюстрация Stokkete/shutterstock.com

Иллюстрация Stokkete/shutterstock.com

В этом году, согласно статистике, фестиваль посетили около 66 000 зрителей, что в 2,5 раза превышает население самого города.

По традиции, фестивальная афиша в Савонлинне складывается из осуществляемых местными силами премьер и привозимых в Финляндию из разных городов мира гастрольных спектаклей. Среди российских театров во дворе старинного замка в 2007 году выступала труппа Большого театра, а в 2013-м – Михайловского. В этом году честь показать свои спектакли выпала двум итальянским оперным домам: фестивальному коллективу Равенны и театру «Реджио» из Турина. Собственная продукция фестиваля была представлена операми «Отелло» Джузеппе Верди, «Записки из мертвого дома» Леона Яначека, а также возобновлением не шедшего пять лет «Дон Жуана» Моцарта. В двух из этих трех постановок приняли участие певцы Мариинского театра: сопрано Екатерина Гончарова исполнила партию Дездемоны, а бас Павел Шмулевич – неунывающего Лепорелло.

Екатерине Гончаровой, неоднократно выступавшей в этой партии на сцене Мариинки, выпала честь спеть на открытии фестиваля. Ее партнером, исполнившим роль ревнивого Отелло, стал прибалтийский тенор Кристиан Бенедикт, также знакомый завсегдатаям Мариинского по своим выступлениям в Петербурге. Для постановки «Отелло» в крепости была приглашена французская команда, которая в силу весьма специфичных условий двора, обнесенного массивными каменными стенами, не стала придумывать каких-то особенных трюков или осовременивать героев, а в основном стандартно следовала указаниям либретто.

Музыкальным руководителем вердиевской премьеры в Савонлинне стала учившаяся в США необычайно энергичная китаянка Хань Чанг. Встав за пульт, она, видимо, посчитала одной из основных задач исполнить партитуру в строгом соответствии с метрономом, железобетонно выдерживая темп. Хань Чанг отделила певцов от симфонической партитуры и не давала солистам сделать паузу или немного отступить от ритмического рисунка в пользу большей выразительности. Харизма и обаяние Гончаровой и выступившей на следующем спектакле также в роли Дездемоны Яны Клейн оказались жестко обрублены дирижером. Исполнитель главной роли драматический тенор Кристиан Бенедикт более органично подстроился под рассудочный стиль музыкального руководства, и ближе к концу спектакля ему удалось раскрыться, однако мощной трагической кульминации все равно не получилось.

Слушая подобный стиль музыкального руководства, вспоминаешь, конечно, Валерия Гергиева с его фантастическим умением, практически не репетируя, моментально подстраиваться под певцов, безукоризненно попадая в нужный ритм. Было время, когда Мариинка в выборгской и ивангородской крепостях показывала оперные постановки, собиравшие восторженные отклики публики и зрителей. Но в этом году вместо ближних от Петербурга рубежей художественная воля Гергиева увела оперную и балетную труппу аж на берег Тихого океана – во Владивосток, где всевластный худрук осваивает новые фестивальные горизонты.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 148 (5765) от 15.08.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?