Отделить муз от котлет
В Русском музее обновлены правила посещения постоянных экспозиций и выставок. Некоторые пункты этого серьезного официального документа выглядят анекдотичными. Но только для тех, кто редко посещает музеи.

ФОТО Анатолия Струнина/ТАСС
Как сообщила нашей газете Анна Цветкова, заместитель директора Русского музея по развитию и связям с общественностью, дополнительные полторы страницы запретов не надуманная прихоть злых музейщиков, а следствие ежедневной практики работы с посетителями. Раз они считают, что разрешено все, что прямо не запрещено, то приходится ставить барьеры.
Итак, нельзя ходить в Русский музей с любыми дикими и домашними животными и птицами. Приходилось останавливать публику с морскими свинками, голубями и прочей живностью. Аргументы посетителей просты: они же тихие-мирные, посидят на руках.
Мода на большие дамские сумки, рюкзаки и спортивность привела к ограничению размеров ручной клади - 40 х 40 х 20 см и запрет на посещение музея с велосипедами, роликовыми коньками, самокатами, санками, лыжами, палками для скандинавской ходьбы. Со всем этим инвентарем публика приходила, причем неоднократно. Также не разрешены музыкальные инструменты. Один любитель отечественного искусства пожаловал в музей с контрабасом и отказывался оставить его в гардеробе.
Теперь о вещах более серьезных. Музей внес запрет на прием еды и воды, не говоря уже про другие напитки, в музейных залах. Для этого существуют кафе. Исключение сделано для вестибюлей, где, например, люди собираются на экскурсию.
В музейных залах нельзя говорить по телефону и слушать музыку с помощью мобильных устройств. Сначала была формулировка нельзя «громко разговаривать», но в итоге от нее отказались, чтобы не порождать дискуссии о допустимом уровне звука.
Запрещено расклеивать объявления, петь, танцевать (кроме специальных праздников), курить электронные сигареты, устраивать фейерверки. Последние два пункта относятся в большей степени к садам Русского музея. Но были случаи попыток закурить «электрокальян» в залах с обоснованием «нет открытого огня».
Специальный пункт запрещает проведение на экспозиции молебнов. Нерадивым родителям предписано не оставлять без присмотра детей дошкольного возраста - они убегают, теряются, потом сотрудники ищут родителей по всему музею.
Что нового разрешено? Это давно обещанное Русским музеем право фотографировать на непрофессиональную технику - без штативов, вспышки и палок для селфи. Причем не только на постоянной экспозиции, но и на выставках. Русский музей включает в договоры с владельцами произведений, привозимых для временного показа, их согласие на съемки. Если по каким-то произведениям будет получен отказ, то музей обещает найти выход.
Мы поинтересовались в нескольких популярных музеях, разрешена ли у них бесплатная любительская съемка. В Эрмитаже можно снимать на постоянной экспозиции и нельзя - на временных выставках. В ГМЗ «Царское Село» можно снимать везде, кроме Янтарной комнаты. В ГМЗ «Петергоф» - везде, кроме Большого Петергофского дворца.
Но и среди профессионалов есть противники популяризации музеев с помощью селфи и прочей компактной электроники. Недавно Дмитрий Озерков, заведующий отделом современного искусства Эрмитажа, предложил публике задуматься о добровольном отказе от использования гаджетов в те два-три часа, пока она находится в музее. Это место, где лучше забыть о виртуальном мире и обязанности быть «в доступе».
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 029 (5891) от 16.02.2017.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии