Отчет перед самим собой

В Мраморном дворце Русского музея открылась персональная выставка Андрея Блиока, петербургского художника, профессора Института имени Репина. Из ста картин и графических листов только две работы - «Реставраторы» и «Осенний день в Ломоносове» —находятся в собраниях ГРМ и ГМИ СПб. Остальные произведения отобраны художником в мастерской. «Это мой отчет перед коллегами, студентами, зрителями. Но прежде всего перед самим собой», - сказал Блиок на вернисаже.

Отчет перед самим собой | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Он окончил Академию художеств в 1971 году, став одним из первых учеников в мастерской монументальной живописи Андрея Мыльникова. Через несколько лет Блиок создал росписи «Балтийцы» и «Петровские корабелы» для здания, где сейчас находится администрация Василеостровского района, а также роспись «Медики в войнах» для клуба ВМА. Но главной для художника стала станковая живопись, где он предпочитает пейзаж с четким рисунком, выверенной композицией, контрастными тонами. Иногда Блиока называют экспрессионистом, а историки французского искусства усматривают в его пейзажах переклички с картинами Мориса Утрилло и Бернара Бюффе. Кстати, один из пейзажей так и называется «Париж. Утрилло».

Блиок любит путешествовать по стране и миру, особенно по «родинам искусств» - Италии и Франции. При социализме это были творческие командировки от Союза художников, в новые времена - приглашения от галерей и коллег, иногда с предоставлением мастерской для работы. В последние годы Блиок - желанный гость в Китае, где проводит мастер-классы.

Именно виды Петербурга, Парижа, Венеции, Ханчжоу количественно составляют основную часть выставки. Но куратор Владимир Леняшин, заведующий отделом живописи второй половины XIX - начала XXI века, намеренно ушел от развески картин по сюжетам или хронологии. Поэтому рядом с групповым портретом «Реставраторы» (их труд понимаем широко, они - хранители культуры) помещены «Петропавловская крепость», «Бурный день на Неве», «Мраморный дворец». Яркий с большим количеством красного триптих «Воспоминание о Венеции» не похож на спокойные краски города каналов и мостов. Но художнику важно передать ощущение праздника от пребывания там. Так же важно впечатление, а не фотографическая точность в картинах «Ночь в Венеции» и «Венеция. Набережная Скьявоне», выполненных в разных цветовых гаммах - темно-синей и светло-серой.

Картину «Ленинград. Январь 1943. Блокада», изображающую танки, идущие на фронт по Большеохтинскому мосту, окружают зимние пейзажи Новгорода и Старой Ладоги. От этого образ вторжения войны в белые поля становится еще выразительнее и страшнее.

Блиок признается, что Париж не отпускает его со времени первой поездки в 1991 году. Но художник старается выбирать неизбитые точки - «Вид на Лувр с набережной Пер-де-сен-Пер», где знаменитый музей спрятан за плотной желтеющей листвой. «Музей Орсе», наоборот, открывается с противоположного берега Сены после падения листьев. Музейная тема подхвачена пейзажем «Вид на базилику Сакре-Кер из Центра Помпиду». По словам друзей, Блиок не в восторге от современной архитектуры и, в частности, от шедевра Ричарда Роджерса и Ренцо Пьяно. Но признает, что с шестого этажа Центра Помпиду открываются превосходные виды на крыши Парижа и его главные памятники.

Во время поездок в Китай для преподавания Блиок успевает порисовать. Его картины становятся похожими на классическое китайское искусство, где нет привычной нам прямой перспективы, а пейзаж вечен и медитативен. Именно так построен триптих «Гармония стихий» - воды с рыболовецкими шхунами, гор, которые выше облаков, и лесов с водопадами.

В финале выставки Леняшин совместил размышление о вечном и преходящем. Это большой автопортрет художника «Ностальгия» и пейзаж «Одуванчики». Блиок изобразил себя по памяти, сидящим в парижском кафе. Он был там однажды, но когда вернулся через несколько лет, кафе уже не было. А легкомысленные одуванчики распускают свои шары каждый год и ничего не боятся.

#Андрей Блиок #Русский музей #выставка

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.