Отчет перед самим собой
В Мраморном дворце Русского музея открылась персональная выставка Андрея Блиока, петербургского художника, профессора Института имени Репина. Из ста картин и графических листов только две работы - «Реставраторы» и «Осенний день в Ломоносове» —находятся в собраниях ГРМ и ГМИ СПб. Остальные произведения отобраны художником в мастерской. «Это мой отчет перед коллегами, студентами, зрителями. Но прежде всего перед самим собой», - сказал Блиок на вернисаже.

ФОТО АВТОРА
Он окончил Академию художеств в 1971 году, став одним из первых учеников в мастерской монументальной живописи Андрея Мыльникова. Через несколько лет Блиок создал росписи «Балтийцы» и «Петровские корабелы» для здания, где сейчас находится администрация Василеостровского района, а также роспись «Медики в войнах» для клуба ВМА. Но главной для художника стала станковая живопись, где он предпочитает пейзаж с четким рисунком, выверенной композицией, контрастными тонами. Иногда Блиока называют экспрессионистом, а историки французского искусства усматривают в его пейзажах переклички с картинами Мориса Утрилло и Бернара Бюффе. Кстати, один из пейзажей так и называется «Париж. Утрилло».
Блиок любит путешествовать по стране и миру, особенно по «родинам искусств» - Италии и Франции. При социализме это были творческие командировки от Союза художников, в новые времена - приглашения от галерей и коллег, иногда с предоставлением мастерской для работы. В последние годы Блиок - желанный гость в Китае, где проводит мастер-классы.
Именно виды Петербурга, Парижа, Венеции, Ханчжоу количественно составляют основную часть выставки. Но куратор Владимир Леняшин, заведующий отделом живописи второй половины XIX - начала XXI века, намеренно ушел от развески картин по сюжетам или хронологии. Поэтому рядом с групповым портретом «Реставраторы» (их труд понимаем широко, они - хранители культуры) помещены «Петропавловская крепость», «Бурный день на Неве», «Мраморный дворец». Яркий с большим количеством красного триптих «Воспоминание о Венеции» не похож на спокойные краски города каналов и мостов. Но художнику важно передать ощущение праздника от пребывания там. Так же важно впечатление, а не фотографическая точность в картинах «Ночь в Венеции» и «Венеция. Набережная Скьявоне», выполненных в разных цветовых гаммах - темно-синей и светло-серой.
Картину «Ленинград. Январь 1943. Блокада», изображающую танки, идущие на фронт по Большеохтинскому мосту, окружают зимние пейзажи Новгорода и Старой Ладоги. От этого образ вторжения войны в белые поля становится еще выразительнее и страшнее.
Блиок признается, что Париж не отпускает его со времени первой поездки в 1991 году. Но художник старается выбирать неизбитые точки - «Вид на Лувр с набережной Пер-де-сен-Пер», где знаменитый музей спрятан за плотной желтеющей листвой. «Музей Орсе», наоборот, открывается с противоположного берега Сены после падения листьев. Музейная тема подхвачена пейзажем «Вид на базилику Сакре-Кер из Центра Помпиду». По словам друзей, Блиок не в восторге от современной архитектуры и, в частности, от шедевра Ричарда Роджерса и Ренцо Пьяно. Но признает, что с шестого этажа Центра Помпиду открываются превосходные виды на крыши Парижа и его главные памятники.
Во время поездок в Китай для преподавания Блиок успевает порисовать. Его картины становятся похожими на классическое китайское искусство, где нет привычной нам прямой перспективы, а пейзаж вечен и медитативен. Именно так построен триптих «Гармония стихий» - воды с рыболовецкими шхунами, гор, которые выше облаков, и лесов с водопадами.
В финале выставки Леняшин совместил размышление о вечном и преходящем. Это большой автопортрет художника «Ностальгия» и пейзаж «Одуванчики». Блиок изобразил себя по памяти, сидящим в парижском кафе. Он был там однажды, но когда вернулся через несколько лет, кафе уже не было. А легкомысленные одуванчики распускают свои шары каждый год и ничего не боятся.
Материалы рубрики
В Петербурге открылась выставка к 100‑летию Экспедиции подводных работ особого назначения
В Петропавловской крепости работает выставка «Египетские мотивы в истории Петербурга»
Вернисаж: выставки в Петербурге с 3 июня
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии