Отчет перед самим собой

В Мраморном дворце Русского музея открылась персональная выставка Андрея Блиока, петербургского художника, профессора Института имени Репина. Из ста картин и графических листов только две работы - «Реставраторы» и «Осенний день в Ломоносове» —находятся в собраниях ГРМ и ГМИ СПб. Остальные произведения отобраны художником в мастерской. «Это мой отчет перед коллегами, студентами, зрителями. Но прежде всего перед самим собой», - сказал Блиок на вернисаже.

Отчет перед самим собой | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Он окончил Академию художеств в 1971 году, став одним из первых учеников в мастерской монументальной живописи Андрея Мыльникова. Через несколько лет Блиок создал росписи «Балтийцы» и «Петровские корабелы» для здания, где сейчас находится администрация Василеостровского района, а также роспись «Медики в войнах» для клуба ВМА. Но главной для художника стала станковая живопись, где он предпочитает пейзаж с четким рисунком, выверенной композицией, контрастными тонами. Иногда Блиока называют экспрессионистом, а историки французского искусства усматривают в его пейзажах переклички с картинами Мориса Утрилло и Бернара Бюффе. Кстати, один из пейзажей так и называется «Париж. Утрилло».

Блиок любит путешествовать по стране и миру, особенно по «родинам искусств» - Италии и Франции. При социализме это были творческие командировки от Союза художников, в новые времена - приглашения от галерей и коллег, иногда с предоставлением мастерской для работы. В последние годы Блиок - желанный гость в Китае, где проводит мастер-классы.

Именно виды Петербурга, Парижа, Венеции, Ханчжоу количественно составляют основную часть выставки. Но куратор Владимир Леняшин, заведующий отделом живописи второй половины XIX - начала XXI века, намеренно ушел от развески картин по сюжетам или хронологии. Поэтому рядом с групповым портретом «Реставраторы» (их труд понимаем широко, они - хранители культуры) помещены «Петропавловская крепость», «Бурный день на Неве», «Мраморный дворец». Яркий с большим количеством красного триптих «Воспоминание о Венеции» не похож на спокойные краски города каналов и мостов. Но художнику важно передать ощущение праздника от пребывания там. Так же важно впечатление, а не фотографическая точность в картинах «Ночь в Венеции» и «Венеция. Набережная Скьявоне», выполненных в разных цветовых гаммах - темно-синей и светло-серой.

Картину «Ленинград. Январь 1943. Блокада», изображающую танки, идущие на фронт по Большеохтинскому мосту, окружают зимние пейзажи Новгорода и Старой Ладоги. От этого образ вторжения войны в белые поля становится еще выразительнее и страшнее.

Блиок признается, что Париж не отпускает его со времени первой поездки в 1991 году. Но художник старается выбирать неизбитые точки - «Вид на Лувр с набережной Пер-де-сен-Пер», где знаменитый музей спрятан за плотной желтеющей листвой. «Музей Орсе», наоборот, открывается с противоположного берега Сены после падения листьев. Музейная тема подхвачена пейзажем «Вид на базилику Сакре-Кер из Центра Помпиду». По словам друзей, Блиок не в восторге от современной архитектуры и, в частности, от шедевра Ричарда Роджерса и Ренцо Пьяно. Но признает, что с шестого этажа Центра Помпиду открываются превосходные виды на крыши Парижа и его главные памятники.

Во время поездок в Китай для преподавания Блиок успевает порисовать. Его картины становятся похожими на классическое китайское искусство, где нет привычной нам прямой перспективы, а пейзаж вечен и медитативен. Именно так построен триптих «Гармония стихий» - воды с рыболовецкими шхунами, гор, которые выше облаков, и лесов с водопадами.

В финале выставки Леняшин совместил размышление о вечном и преходящем. Это большой автопортрет художника «Ностальгия» и пейзаж «Одуванчики». Блиок изобразил себя по памяти, сидящим в парижском кафе. Он был там однажды, но когда вернулся через несколько лет, кафе уже не было. А легкомысленные одуванчики распускают свои шары каждый год и ничего не боятся.

#Андрей Блиок #Русский музей #выставка

Комментарии