Отчет перед самим собой

В Мраморном дворце Русского музея открылась персональная выставка Андрея Блиока, петербургского художника, профессора Института имени Репина. Из ста картин и графических листов только две работы - «Реставраторы» и «Осенний день в Ломоносове» —находятся в собраниях ГРМ и ГМИ СПб. Остальные произведения отобраны художником в мастерской. «Это мой отчет перед коллегами, студентами, зрителями. Но прежде всего перед самим собой», - сказал Блиок на вернисаже.

Отчет перед самим собой | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Он окончил Академию художеств в 1971 году, став одним из первых учеников в мастерской монументальной живописи Андрея Мыльникова. Через несколько лет Блиок создал росписи «Балтийцы» и «Петровские корабелы» для здания, где сейчас находится администрация Василеостровского района, а также роспись «Медики в войнах» для клуба ВМА. Но главной для художника стала станковая живопись, где он предпочитает пейзаж с четким рисунком, выверенной композицией, контрастными тонами. Иногда Блиока называют экспрессионистом, а историки французского искусства усматривают в его пейзажах переклички с картинами Мориса Утрилло и Бернара Бюффе. Кстати, один из пейзажей так и называется «Париж. Утрилло».

Блиок любит путешествовать по стране и миру, особенно по «родинам искусств» - Италии и Франции. При социализме это были творческие командировки от Союза художников, в новые времена - приглашения от галерей и коллег, иногда с предоставлением мастерской для работы. В последние годы Блиок - желанный гость в Китае, где проводит мастер-классы.

Именно виды Петербурга, Парижа, Венеции, Ханчжоу количественно составляют основную часть выставки. Но куратор Владимир Леняшин, заведующий отделом живописи второй половины XIX - начала XXI века, намеренно ушел от развески картин по сюжетам или хронологии. Поэтому рядом с групповым портретом «Реставраторы» (их труд понимаем широко, они - хранители культуры) помещены «Петропавловская крепость», «Бурный день на Неве», «Мраморный дворец». Яркий с большим количеством красного триптих «Воспоминание о Венеции» не похож на спокойные краски города каналов и мостов. Но художнику важно передать ощущение праздника от пребывания там. Так же важно впечатление, а не фотографическая точность в картинах «Ночь в Венеции» и «Венеция. Набережная Скьявоне», выполненных в разных цветовых гаммах - темно-синей и светло-серой.

Картину «Ленинград. Январь 1943. Блокада», изображающую танки, идущие на фронт по Большеохтинскому мосту, окружают зимние пейзажи Новгорода и Старой Ладоги. От этого образ вторжения войны в белые поля становится еще выразительнее и страшнее.

Блиок признается, что Париж не отпускает его со времени первой поездки в 1991 году. Но художник старается выбирать неизбитые точки - «Вид на Лувр с набережной Пер-де-сен-Пер», где знаменитый музей спрятан за плотной желтеющей листвой. «Музей Орсе», наоборот, открывается с противоположного берега Сены после падения листьев. Музейная тема подхвачена пейзажем «Вид на базилику Сакре-Кер из Центра Помпиду». По словам друзей, Блиок не в восторге от современной архитектуры и, в частности, от шедевра Ричарда Роджерса и Ренцо Пьяно. Но признает, что с шестого этажа Центра Помпиду открываются превосходные виды на крыши Парижа и его главные памятники.

Во время поездок в Китай для преподавания Блиок успевает порисовать. Его картины становятся похожими на классическое китайское искусство, где нет привычной нам прямой перспективы, а пейзаж вечен и медитативен. Именно так построен триптих «Гармония стихий» - воды с рыболовецкими шхунами, гор, которые выше облаков, и лесов с водопадами.

В финале выставки Леняшин совместил размышление о вечном и преходящем. Это большой автопортрет художника «Ностальгия» и пейзаж «Одуванчики». Блиок изобразил себя по памяти, сидящим в парижском кафе. Он был там однажды, но когда вернулся через несколько лет, кафе уже не было. А легкомысленные одуванчики распускают свои шары каждый год и ничего не боятся.

#Андрей Блиок #Русский музей #выставка

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...