Отчего фея стала злой?

Театр балета имени Леонида Якобсона дерзнул создать обновленный вариант шедевра Мариуса Петипа «Спящая красавица», пригласив для постановки французского танцовщика и хореографа Жан-Гийома Бара.

Отчего фея стала злой? | Фея Сирени (Д. Ельмакова) и принц Дезире (С. Демин) отправляются в

Фея Сирени (Д. Ельмакова) и принц Дезире (С. Демин) отправляются в "спящий" замок. ФОТО предоставлено пресс-службой Театра балета имени Леонида Якобсона

Этот балет на музыку Чайковского, впервые поставленный Мариусом Петипа в 1890 году на сцене Мариинского театра, прожил яркую жизнь на подмостках театров мира. Однако в канонический вариант балета-феерии хореографы-постановщики нередко вносили свои коррективы: сокращали партитуру, делая спектакль более компактным, или, напротив, пытались реконструировать версию 1890 года. Время диктовало свои требования. Менялись вкусы. Канонической версией балета в ХХ веке стала «Спящая красавица», поставленная на сцене Кировского театра в редакции Константина Сергеева в 1952 году.

Но и каноны требуют обновления, иначе спектакль может превратиться в музейный экспонат. Опытный мастер, в прошлом ведущий солист Гранд-опера, Жан-Гийом Бар изменил трактовку ряда персонажей балета. Прежде всего его заинтересовала судьба злой феи Карабос: почему красивая, полная жизненных сил и стремлений женщина заколдовала и повергла в сон принцессу Аврору, дочь властного Флорестана?

Для разгадки причин злости и обиды феи Карабос хореограф сочиняет предпролог - дополнительную картину, где выясняется, что давным-давно еще юный Флорестан силой завладел землями Карабос и изгнал волшебницу из ее владений. Отсюда ее жажда отомстить захватчику.

По давней традиции, согласно замыслу Петипа, партию феи Карабос исполнял мужчина. Жан-Гийом Бар назначает на эту роль женщину, сочинив для исполнительницы обширный хореографический текст, что делает образ танцевальным и эмоционально насыщенным. Ангелина Григорьева блестяще исполняет эту партию, ее Карабос - воплощение гнева и злобных страстей, ее пластика полна динамичных прыжков и головокружительных вращений, их энергия готова разрушить любую гармонию.

Хореограф расширил число действующих лиц: все добрые феи обрели кавалеров, а те в свою очередь - танцевальные ансамблевые эпизоды. Жан-Гийом Бар насытил спектакль выразительной пантомимой, свойственной балету-сказке и столь любимой многими поклонниками классического балета.

По признанию хореографа, он работал с актерами по системе Станиславского, добиваясь в действиях персонажей логики и оправдания их чувств и поступков. Благодаря пантомиме некоторые, казалось бы, второстепенные персонажи обрели значимость. Запомнился образ церемониймейстера Каталабюта, того самого, кто по роковой случайности забыл пригласить во дворец фею Карабос. Андрей Гудыма придумал для своего персонажа вертлявую походку, забавную жестикуляцию и выразительную мимику.

В партии Авроры выступила опытная танцовщица Елена Чернова, создав характер, исполненный душевной чистоты и пленительной женственности. Исполнительница передала хрупкость своей героини через мягкую воздушную пластику и изысканную кантилену движений. Пробуждение Авроры - Черновой - это освобождение от ночных призраков, возвращение к миру солнца и счастья. Принц Дезире в исполнении Степана Демина прекрасен своим аристократизмом и смятенной нежностью в сочетании с динамичным виртуозным танцем.

Есть в спектакле еще одна фея-волшебница - это автор сценографии и костюмов Ольга Шаишмелашвили. Созданные художницей декорации и костюмы ошеломляют формами и изысканной цветовой гаммой. Каждый костюм - законченный образ, каждый головной убор - символ персонажа. Меняющиеся декорации хочется рассматривать как листы художественного альбома.

Кордебалет труппы отличается замечательной выучкой, чутким ощущением стиля эпохи, умением передать в каждой сцене ее эмоциональное настроение.

Француз Жан-Гийом Бар продолжил традиции своего предшественника - «русского француза» Мариуса Петипа, возродив и обновив на петербургской сцене шедевр великого мэтра.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 208 (5825) от 08.11.2016.


Комментарии