Отчего фея стала злой?

Театр балета имени Леонида Якобсона дерзнул создать обновленный вариант шедевра Мариуса Петипа «Спящая красавица», пригласив для постановки французского танцовщика и хореографа Жан-Гийома Бара.

Отчего фея стала злой? | Фея Сирени (Д. Ельмакова) и принц Дезире (С. Демин) отправляются в

Фея Сирени (Д. Ельмакова) и принц Дезире (С. Демин) отправляются в "спящий" замок. ФОТО предоставлено пресс-службой Театра балета имени Леонида Якобсона

Этот балет на музыку Чайковского, впервые поставленный Мариусом Петипа в 1890 году на сцене Мариинского театра, прожил яркую жизнь на подмостках театров мира. Однако в канонический вариант балета-феерии хореографы-постановщики нередко вносили свои коррективы: сокращали партитуру, делая спектакль более компактным, или, напротив, пытались реконструировать версию 1890 года. Время диктовало свои требования. Менялись вкусы. Канонической версией балета в ХХ веке стала «Спящая красавица», поставленная на сцене Кировского театра в редакции Константина Сергеева в 1952 году.

Но и каноны требуют обновления, иначе спектакль может превратиться в музейный экспонат. Опытный мастер, в прошлом ведущий солист Гранд-опера, Жан-Гийом Бар изменил трактовку ряда персонажей балета. Прежде всего его заинтересовала судьба злой феи Карабос: почему красивая, полная жизненных сил и стремлений женщина заколдовала и повергла в сон принцессу Аврору, дочь властного Флорестана?

Для разгадки причин злости и обиды феи Карабос хореограф сочиняет предпролог - дополнительную картину, где выясняется, что давным-давно еще юный Флорестан силой завладел землями Карабос и изгнал волшебницу из ее владений. Отсюда ее жажда отомстить захватчику.

По давней традиции, согласно замыслу Петипа, партию феи Карабос исполнял мужчина. Жан-Гийом Бар назначает на эту роль женщину, сочинив для исполнительницы обширный хореографический текст, что делает образ танцевальным и эмоционально насыщенным. Ангелина Григорьева блестяще исполняет эту партию, ее Карабос - воплощение гнева и злобных страстей, ее пластика полна динамичных прыжков и головокружительных вращений, их энергия готова разрушить любую гармонию.

Хореограф расширил число действующих лиц: все добрые феи обрели кавалеров, а те в свою очередь - танцевальные ансамблевые эпизоды. Жан-Гийом Бар насытил спектакль выразительной пантомимой, свойственной балету-сказке и столь любимой многими поклонниками классического балета.

По признанию хореографа, он работал с актерами по системе Станиславского, добиваясь в действиях персонажей логики и оправдания их чувств и поступков. Благодаря пантомиме некоторые, казалось бы, второстепенные персонажи обрели значимость. Запомнился образ церемониймейстера Каталабюта, того самого, кто по роковой случайности забыл пригласить во дворец фею Карабос. Андрей Гудыма придумал для своего персонажа вертлявую походку, забавную жестикуляцию и выразительную мимику.

В партии Авроры выступила опытная танцовщица Елена Чернова, создав характер, исполненный душевной чистоты и пленительной женственности. Исполнительница передала хрупкость своей героини через мягкую воздушную пластику и изысканную кантилену движений. Пробуждение Авроры - Черновой - это освобождение от ночных призраков, возвращение к миру солнца и счастья. Принц Дезире в исполнении Степана Демина прекрасен своим аристократизмом и смятенной нежностью в сочетании с динамичным виртуозным танцем.

Есть в спектакле еще одна фея-волшебница - это автор сценографии и костюмов Ольга Шаишмелашвили. Созданные художницей декорации и костюмы ошеломляют формами и изысканной цветовой гаммой. Каждый костюм - законченный образ, каждый головной убор - символ персонажа. Меняющиеся декорации хочется рассматривать как листы художественного альбома.

Кордебалет труппы отличается замечательной выучкой, чутким ощущением стиля эпохи, умением передать в каждой сцене ее эмоциональное настроение.

Француз Жан-Гийом Бар продолжил традиции своего предшественника - «русского француза» Мариуса Петипа, возродив и обновив на петербургской сцене шедевр великого мэтра.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 208 (5825) от 08.11.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...