В Мраморном дворце представили «Сохранение времени»

В Мраморном дворце Русского музея открылась выставка московского художника Андрея Волкова «Сохранение времени». 49 картин и графических листов - чистые абстракции, большинство без названий, созданы в последние годы.

В Мраморном дворце представили «Сохранение времени» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Со времени показа в Русском музее огромного коллективного проекта «Абстракция в России. ХХ век» прошло почти 20 лет. Кстати, Волков, тогда 33-летний, принимал в нем участие как начинающий абстракционист.

Теперь он «беспредметник» убежденный и отчаянный. Волков предпочитает определение «беспредметное искусство». Как пояснил художник для «Санкт-Петербургских ведомостей», абстрактное - это отвлеченное, головное. На взгляд Волкова, настоящая абстракция - это как раз фигуративное искусство. Когда мы видим краску, которая «прикидывается» небом, камнем или собачкой, то это абстракция. Мы должны догадаться, что определенным образом расположенные пятна складываются в изображение.

Беспредметное искусство Волков вслед за Джексоном Поллоком видит как прямое высказывание, как ограничение для передачи определенного состояния. Как воспримет картины зритель? Это его неотъемлемое право на интерпретации.

Что изменилось для беспредметного искусства в начале XXI века? Во вступительной статье к каталогу выставки Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений ГРМ, пишет, что сейчас «беспредметник» - фигура потаенная. Его работы не интересуют ни гламурные галереи, ни политизированное общество. Эксперту вторит сам художник, говоря о том, что ему интересна краска. Живопись, когда от нее все отстали с политическими и социальными коннотациями.

Волков часто «залачивает» поверхность картины, чтобы заставить зрителя менять ракурсы. Выбирает овальную форму холста, она не имеет заданности квадрата или вычурности более сложных форм, поэтому не отвлекает от живописи. Одновременно напоминает про зеркала, в которых можно увидеть пространство. Картины Волкова удачно размещены в тех залах Мраморного дворца, где гладкие стены соседствуют с законсервированными фрагментами плафонов.

Посмотрев картины, я предложил свою версию. Они про просветление и тревогу. Волков согласился. 

Материал был опубликован в газете под № 134 (6243) от 26.07.2018 под заголовком «Отчаянный абстракционист».

#искусство #Мраморный дворец #Русский музей #выставка

Комментарии