«Екатерина. Взлет»: от великого до смешного

Завершился второй сезон сериала о русской императрице Екатерине Второй.

«Екатерина. Взлет»: от великого до смешного |

Два года назад состоялась премьера первой части этого амбициозного телепроекта. Его составили 12 серий, которые завершались восхождением новоявленной государыни на российский престол. Именовался сериал просто - «Екатерина», а как иначе, собственно, можно было его назвать? Нынче, после того как продюсеры сменили значительную часть постановочной бригады вплоть до некоторых актеров и режиссера (вместо Александра Баранова теперь Дмитрий Иосифов), они расширили и название. Новые серии зрелища именовались «Екатерина. Взлет».

Смысл подобных замен очевиден. Если в первой порции приключений принцессы Софии-Августы, ставшей супругой наследника русского престола будущего императора Петра III, шла речь о том, какой ценой и какими жертвами были отмечены путь наверх и превращение в ту самую Екатерину, то второй сезон (как нынче принято именовать дробление сериалов) оказался совсем про другое. И вот с этим «другим» у создателей исторических телевариаций на темы отечественной истории случились некоторые проблемы. Ключевая из них - исполнительница главной роли Марина Александрова, которая была органична в роли «восходящей» придворной интриганки. Но, к сожалению, актриса не смотрится убедительно в роли российской матушки-государыни на протяжении новых 12 серий.

Тому отчасти способствовал главный автор сериала сценарист Ариф Алиев, сумевший перепутать в фабульном изложении реальных исторических событий правду с вымыслом, сплетни и слухи с мемуарными свидетельствами, факты и даты с фантазиями на заданную тему о том, как императрица сочетала альковный досуг с решением государственных дел. Более сорока лет назад советские критики и историки нещадно бранили Валентина Пикуля, автора бестселлера «Фаворит», за подобный фривольный взгляд на отношения ключевых фигур русской истории второй половины «осьмнадцатого» столетия. В книге повествовалось о той же эпохе и о тех самых персонажах, которые явлены публике в новом сериале. Сегодня тот текст кажется детской сказкой категории «0+».

Во время просмотра меня не покидало странное ощущение: будто демонстрируется научно-познавательный фильм с эпизодами реконструкций на тему «Медицинские аспекты интимных тайн русской придворной жизни». Пересказывать подробности нет охоты, а уж тем более необходимости. Зато возникает немало вопросов о том, почему же создатели сериала решили именовать показанное «взлетом»? Нельзя сказать, что в нынешней «Екатерине» отсутствует тема войны с Турцией, борьбы за прогрессивные нововведения (вроде прививок против оспы или внедрения на русских пашнях картофеля) или заботы о правовом обеспечении собственного царствования. Время от времени, покинув покои, императрица Екатерина Вторая все-таки обращается к ближайшему кругу придворных советчиков, дабы решить насущные вопросы управления Россией. Но стоит появиться в кадре персонажам вроде двух Григориев - Орлова и Потемкина, как сюжет кренится в сторону обоих фаворитов, и государственные дела напрочь забыты.

В таких сценах Марина Александрова смотрится лучше, но в ее любовной страсти нет царского величия и силы, а есть невротические реакции современной эмансипированной дамы, не более того. Поневоле вспомнишь, как играли Екатерину II Светлана Крючкова или Вия Артмане. С нынешней телеимператрицей Россия не только не выиграла бы долгую и изнурительную войну с Турцией, но вряд ли сохранилась бы и как самостоятельный субъект международного права.

Разумеется, как все было на самом деле - должны рассказывать историки, а не творцы «телемыла». Однако, если уж последние берутся за подобные проекты, было бы неплохо соотнести показываемое с реальными историческими результатами деятельности той или иной персоны на вершине власти.

Причины «взлета» Екатерины для многих зрителей могут так и остаться тайной за семью печатями. Ведь даже такие яркие эпизоды, как выигранные на море и на суше сражения с турецкими флотом и армией, остались в сериале компьютерными картинками, обозначающими те события реальной истории, которые и в самом деле принесли нашей стране статус ведущей европейской державы, а самой императрице - титул Великая.

Как известно, от великого до смешного - один шаг. И кажется, что нынешняя теле-Екатерина его и совершила. Какой зритель в твердом уме и трезвой памяти об уроках истории в средней школе поверит, что императрица назначила Алексея Орлова командующим русским флотом, дабы отдалить от себя его брата Григория и лишить его статуса фаворита?

Польский сатирик Станислав Ежи Лец заметил в прошлом веке, что нравы падают на все более комфортабельное ложе. Судя по сериалу «Екатерина. Взлет», этот процесс стартовал в нашем Отечестве примерно два с половиной века назад и вполне успешно продолжается.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...