От штиля до урагана

У Корпуса Бенуа Русского музея - очередь. До открытия было еще полчаса. Но многие пришли пораньше, чтобы первыми попасть на выставку главного мариниста России всех времен Ивана Айвазовского.

От штиля до урагана | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Выставка получилась грандиозной - 250 произведений искусства и мемориальных предметов. Торжественное открытие было громким: ровно в полдень директор Русского музея Владимир Гусев выстрелил из пушки Петропавловской крепости в честь 200-летия со дня рождения художника.

Многие журналисты хорошо помнят, как в июле прощались с «Девятым валом» и другими знаменитыми полотнами Айвазовского, которые уезжали из Русского музея в Москву, в Третьяковку. Выставка на Крымском валу прошла с невероятным успехом. Ее посетили почти 600 тысяч человек.

- Конечно, всех интересует, чем наша выставка отличается от московской, - сказал на вернисаже Владимир Гусев. - Она в большей степени, чем в Москве, связана с историей морского флота России.

Иван Константинович Айвазовский был много лет официальным художником Главного морского штаба, он имел право ношения морского мундира. Художник досконально знал тему, сам не раз бывал в плаваниях, запечатлел исторические морские сражения.

Впервые выставке одного художника отдан весь Корпус Бенуа. Она условно делится на две части. В первой Айвазовский предстает перед нами как художник-баталист. Здесь можно увидеть два полотна из Адмиралтейства: «Морское сражение при Ревеле» и «Морское сражение при Выборге 1790». До сих пор они не покидали Военно-морскую академию.

Здесь же - мемориальные вещи, награды, которых у него было очень много.

Во второй части экспозиции нет батальных картин. Здесь художник предстает как романтик, маринист - и в своих хрестоматийных картинах, известных даже тем, кто далек от живописи: «Девятый вал», «Волна», «Пушкин у моря». И в тех, которые многие из нас никогда не видели или видели редко. Например, «Кронштадтский рейд», «Петербургская биржа», «Вид Дарьяльского ущелья ночью» - из частных коллекций. Или «Сотворение мира», «Всемирный потоп», «Хождение по водам» - картины из библейского цикла, в которых художник открывается как философ и мистик. Есть полотна из музея в Феодосии. Это родной город художника. Коллекция его произведений там самая большая, но наше собрание превосходит его по качеству. Ведь полотна, которые хранятся в Русском музее, в основном происходят из императорских коллекций.

Тема «Художник и власть», их противостояние - не имеет отношения к Айвазовскому. Он пережил нескольких императоров, и все ему покровительствовали. Известно, как однажды Николай Первый сказал: «Айвазовский! Я - царь земли, а ты - царь моря!». Художник умер в чине действительного титулярного советника - втором в табели о рангах. Он познал славу при жизни, был богат, много путешествовал. Не был только в Антарктиде, и его полотна со сверкающим, скованным льдом ее пейзажем - фантазия, в которой есть что-то инопланетное.

Он начал свой путь художника в эпоху романтизма, да так и остался романтиком. Менялись течения, направления, философия. В середине столетия в искусство и живопись вошел критический реализм, начались «святые шестидесятые» с их вниманием к жизни и страданиям маленького человека, стремлением обличить язвы общества. Айвазовский оставался верен себе. Ему доставалось от критиков. Александр Бенуа уже после смерти Айвазовского упрекал его в том, что он «разменял все свое большое дарование и свою истинно художественную душу на продажный вздор...». По сей день мастер не избавился от клейма «коммерческого», балансирующего на грани салона и кича. Организаторы выставок в Москве и Петербурге говорят, что хотели бы изменить этот «снобистский» взгляд на художника. Однако на народную любовь мнения критиков, как известно, влияют мало. Доказательство тому - очередь жаждущих увидеть море Айвазовского, запечатленное им во всей грозной красоте и разнообразии состояний.

Его картины не только о море. Они - о человеческой душе и о нашей жизни, где штиль в один миг может смениться ураганом. Но и буря когда-нибудь утихнет. Главное - пережить «девятый вал», самую сильную и разрушительную волну.

Выставка продлится до 10 марта.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 242 (5859) от 26.12.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...