От штиля до урагана

У Корпуса Бенуа Русского музея - очередь. До открытия было еще полчаса. Но многие пришли пораньше, чтобы первыми попасть на выставку главного мариниста России всех времен Ивана Айвазовского.

От штиля до урагана | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Выставка получилась грандиозной - 250 произведений искусства и мемориальных предметов. Торжественное открытие было громким: ровно в полдень директор Русского музея Владимир Гусев выстрелил из пушки Петропавловской крепости в честь 200-летия со дня рождения художника.

Многие журналисты хорошо помнят, как в июле прощались с «Девятым валом» и другими знаменитыми полотнами Айвазовского, которые уезжали из Русского музея в Москву, в Третьяковку. Выставка на Крымском валу прошла с невероятным успехом. Ее посетили почти 600 тысяч человек.

- Конечно, всех интересует, чем наша выставка отличается от московской, - сказал на вернисаже Владимир Гусев. - Она в большей степени, чем в Москве, связана с историей морского флота России.

Иван Константинович Айвазовский был много лет официальным художником Главного морского штаба, он имел право ношения морского мундира. Художник досконально знал тему, сам не раз бывал в плаваниях, запечатлел исторические морские сражения.

Впервые выставке одного художника отдан весь Корпус Бенуа. Она условно делится на две части. В первой Айвазовский предстает перед нами как художник-баталист. Здесь можно увидеть два полотна из Адмиралтейства: «Морское сражение при Ревеле» и «Морское сражение при Выборге 1790». До сих пор они не покидали Военно-морскую академию.

Здесь же - мемориальные вещи, награды, которых у него было очень много.

Во второй части экспозиции нет батальных картин. Здесь художник предстает как романтик, маринист - и в своих хрестоматийных картинах, известных даже тем, кто далек от живописи: «Девятый вал», «Волна», «Пушкин у моря». И в тех, которые многие из нас никогда не видели или видели редко. Например, «Кронштадтский рейд», «Петербургская биржа», «Вид Дарьяльского ущелья ночью» - из частных коллекций. Или «Сотворение мира», «Всемирный потоп», «Хождение по водам» - картины из библейского цикла, в которых художник открывается как философ и мистик. Есть полотна из музея в Феодосии. Это родной город художника. Коллекция его произведений там самая большая, но наше собрание превосходит его по качеству. Ведь полотна, которые хранятся в Русском музее, в основном происходят из императорских коллекций.

Тема «Художник и власть», их противостояние - не имеет отношения к Айвазовскому. Он пережил нескольких императоров, и все ему покровительствовали. Известно, как однажды Николай Первый сказал: «Айвазовский! Я - царь земли, а ты - царь моря!». Художник умер в чине действительного титулярного советника - втором в табели о рангах. Он познал славу при жизни, был богат, много путешествовал. Не был только в Антарктиде, и его полотна со сверкающим, скованным льдом ее пейзажем - фантазия, в которой есть что-то инопланетное.

Он начал свой путь художника в эпоху романтизма, да так и остался романтиком. Менялись течения, направления, философия. В середине столетия в искусство и живопись вошел критический реализм, начались «святые шестидесятые» с их вниманием к жизни и страданиям маленького человека, стремлением обличить язвы общества. Айвазовский оставался верен себе. Ему доставалось от критиков. Александр Бенуа уже после смерти Айвазовского упрекал его в том, что он «разменял все свое большое дарование и свою истинно художественную душу на продажный вздор...». По сей день мастер не избавился от клейма «коммерческого», балансирующего на грани салона и кича. Организаторы выставок в Москве и Петербурге говорят, что хотели бы изменить этот «снобистский» взгляд на художника. Однако на народную любовь мнения критиков, как известно, влияют мало. Доказательство тому - очередь жаждущих увидеть море Айвазовского, запечатленное им во всей грозной красоте и разнообразии состояний.

Его картины не только о море. Они - о человеческой душе и о нашей жизни, где штиль в один миг может смениться ураганом. Но и буря когда-нибудь утихнет. Главное - пережить «девятый вал», самую сильную и разрушительную волну.

Выставка продлится до 10 марта.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 242 (5859) от 26.12.2016.


Комментарии