От штиля до урагана

У Корпуса Бенуа Русского музея - очередь. До открытия было еще полчаса. Но многие пришли пораньше, чтобы первыми попасть на выставку главного мариниста России всех времен Ивана Айвазовского.

От штиля до урагана | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Выставка получилась грандиозной - 250 произведений искусства и мемориальных предметов. Торжественное открытие было громким: ровно в полдень директор Русского музея Владимир Гусев выстрелил из пушки Петропавловской крепости в честь 200-летия со дня рождения художника.

Многие журналисты хорошо помнят, как в июле прощались с «Девятым валом» и другими знаменитыми полотнами Айвазовского, которые уезжали из Русского музея в Москву, в Третьяковку. Выставка на Крымском валу прошла с невероятным успехом. Ее посетили почти 600 тысяч человек.

- Конечно, всех интересует, чем наша выставка отличается от московской, - сказал на вернисаже Владимир Гусев. - Она в большей степени, чем в Москве, связана с историей морского флота России.

Иван Константинович Айвазовский был много лет официальным художником Главного морского штаба, он имел право ношения морского мундира. Художник досконально знал тему, сам не раз бывал в плаваниях, запечатлел исторические морские сражения.

Впервые выставке одного художника отдан весь Корпус Бенуа. Она условно делится на две части. В первой Айвазовский предстает перед нами как художник-баталист. Здесь можно увидеть два полотна из Адмиралтейства: «Морское сражение при Ревеле» и «Морское сражение при Выборге 1790». До сих пор они не покидали Военно-морскую академию.

Здесь же - мемориальные вещи, награды, которых у него было очень много.

Во второй части экспозиции нет батальных картин. Здесь художник предстает как романтик, маринист - и в своих хрестоматийных картинах, известных даже тем, кто далек от живописи: «Девятый вал», «Волна», «Пушкин у моря». И в тех, которые многие из нас никогда не видели или видели редко. Например, «Кронштадтский рейд», «Петербургская биржа», «Вид Дарьяльского ущелья ночью» - из частных коллекций. Или «Сотворение мира», «Всемирный потоп», «Хождение по водам» - картины из библейского цикла, в которых художник открывается как философ и мистик. Есть полотна из музея в Феодосии. Это родной город художника. Коллекция его произведений там самая большая, но наше собрание превосходит его по качеству. Ведь полотна, которые хранятся в Русском музее, в основном происходят из императорских коллекций.

Тема «Художник и власть», их противостояние - не имеет отношения к Айвазовскому. Он пережил нескольких императоров, и все ему покровительствовали. Известно, как однажды Николай Первый сказал: «Айвазовский! Я - царь земли, а ты - царь моря!». Художник умер в чине действительного титулярного советника - втором в табели о рангах. Он познал славу при жизни, был богат, много путешествовал. Не был только в Антарктиде, и его полотна со сверкающим, скованным льдом ее пейзажем - фантазия, в которой есть что-то инопланетное.

Он начал свой путь художника в эпоху романтизма, да так и остался романтиком. Менялись течения, направления, философия. В середине столетия в искусство и живопись вошел критический реализм, начались «святые шестидесятые» с их вниманием к жизни и страданиям маленького человека, стремлением обличить язвы общества. Айвазовский оставался верен себе. Ему доставалось от критиков. Александр Бенуа уже после смерти Айвазовского упрекал его в том, что он «разменял все свое большое дарование и свою истинно художественную душу на продажный вздор...». По сей день мастер не избавился от клейма «коммерческого», балансирующего на грани салона и кича. Организаторы выставок в Москве и Петербурге говорят, что хотели бы изменить этот «снобистский» взгляд на художника. Однако на народную любовь мнения критиков, как известно, влияют мало. Доказательство тому - очередь жаждущих увидеть море Айвазовского, запечатленное им во всей грозной красоте и разнообразии состояний.

Его картины не только о море. Они - о человеческой душе и о нашей жизни, где штиль в один миг может смениться ураганом. Но и буря когда-нибудь утихнет. Главное - пережить «девятый вал», самую сильную и разрушительную волну.

Выставка продлится до 10 марта.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 242 (5859) от 26.12.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.