От Рублева до Холуя

Русский музей по обыкновению завершает год масштабной выставкой, показывая редкие материалы из своих богатейших коллекций. На этот раз выбор пал на церковные древности. Экспозиция, развернутая в анфиладе корпуса Бенуа, называется «Древлехранилище памятников иконописи и церковной старины в Русском музее», вызывает особые чувства и стоит того, чтобы не пройти мимо.

От Рублева до Холуя | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Древлехранилище имени императора Николая II открылось в марте 1914 в Михайловском дворце.

Событие столетней давности подвело итог активной деятельности музея, длившейся шестнадцать лет. На тот момент он обладал большим собранием памятников христианского искусства, объединившим самые значительные государственные и частные петербургские коллекции второй половины ХIХ века.

Основой древлехранилища стало переданное Русскому музею в 1897 году собрание древнерусского искусства Академии художеств. 1616 древних икон, три тысячи произведений литья, резьбы, шитья вошли в особое подразделение, получившее название «Отделение христианских древностей». Уже через год оно пополнилось личной коллекцией бывшего заведующего музеем Академии художеств художника и коллекционера Василия Прохорова. Он собрал более семисот предметов, в числе которых образ «Богоматерь Умиление», написанный мастером круга Андрея Рублева.

Двумя годами позже музей купил коллекцию художника-баталиста Василия Верещагина – 1015 памятников личного христианского благочестия – медных литых икон, нательных крестов и образков. Их можно увидеть на выставке. Княгиня Васильчикова подарила музею коллекцию, принадлежавшую ее покойному сыну. Наконец, свое собрание пожертвовал императору Николаю II почетный гражданин Синицын.

И позже музей получал дары частных лиц и организаций. 1909 год стоит отметить особо. Тогда был принят дар академика Кондакова – больше ста икон, написанных мастерами Палеха, Мстеры, Холуя.

В начале 1910-х хранителем Художественного отдела музея стал Петр Иванович Нерадовский. Он ездил по стране, собирая церковные древности в храмах и монастырях, наладил контакты с антикварами, реставраторами и коллекционерами. Участие личных средств императора позволило приобрести коллекцию икон и памятников прикладного искусства, принадлежавшую Николаю Петровичу Лихачеву, представляющую лучшие образцы русской иконы с XIV по XVII века. Икону «Святые Борис и Глеб», относящуюся к самым ранним образцам русской иконописи, собиратель относил к числу уникальных в своей коллекции.

Еще один весьма поучительный факт. В 1913 году в музей поступили собрания из двух монастырей, один под Москвой, другой в Суздале. Там сотрудники музея увидели вещи уже не используемые, с дефектами. Для специалистов их ценность была очевидной, начались переговоры. При поддержке Синода и императора, ценой больших усилий и двухлетних переговоров музей получил великолепную коллекцию – пятьдесят икон XV – XVIII веков. В будущем эти монастыри ждала тяжелая судьба. Из их богатейшего собрания сохранилось немногое, в основном в музее.

Сто лет назад центром экспозиционного пространства древлехранилища стала так называемая Новгородская иконная палата, оформленная по проекту Щусева. У восточной стены был иконостас, в центре зала стояла витрина с небольшими иконами. Церковный интерьер завершал подвешенный на цепях в центре зала большой хорос (светильник). В соседних помещениях размещались произведения греческого, новгородского и московского искусства, от древнейших образцов византийской живописи до памятников позднейшей поры русского иконописания.

Нынешний показ церковных древностей объединил около шестисот произведений. Большинство из них нуждалось в подготовке перед показом. В первом зале можно увидеть икону XIV века, она хорошо сохранилась и пришла в музей отреставрированная. Но это редкость. Обычно почти каждый древний экспонат требует внимания реставраторов двух-трех специализаций.

На этой выставке трудно выделить самые уникальные вещи. Все стоят внимания. Например, в одной из витрин демонстрируются маленькие пуговицы XVII века, в их производстве использовано до пяти ювелирных техник! У каждой из икон, несмотря на близкие техники написания, есть нюансы. Они зависят от времени исполнения, таланта иконописца, обстоятельств создания произведения. Каждая вещь ценна необыкновенно.

Размещение экспонатов может показаться хаотичным: не соблюдается хронология, соединение по школам, материалам. Выдержан принцип формирования коллекций: как они поступали в музей, как хранились. Удачный прием – воспроизведение в одном из залов фрагмента экспозиции 1914 года. Там экспонируется иконостас, подвесной хорос, аналои, архивные фотографии с видами древлехранилища.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 241 (5367) от 23.12.2014.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.