От Рублева до Холуя

Русский музей по обыкновению завершает год масштабной выставкой, показывая редкие материалы из своих богатейших коллекций. На этот раз выбор пал на церковные древности. Экспозиция, развернутая в анфиладе корпуса Бенуа, называется «Древлехранилище памятников иконописи и церковной старины в Русском музее», вызывает особые чувства и стоит того, чтобы не пройти мимо.

От Рублева до Холуя | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Древлехранилище имени императора Николая II открылось в марте 1914 в Михайловском дворце.

Событие столетней давности подвело итог активной деятельности музея, длившейся шестнадцать лет. На тот момент он обладал большим собранием памятников христианского искусства, объединившим самые значительные государственные и частные петербургские коллекции второй половины ХIХ века.

Основой древлехранилища стало переданное Русскому музею в 1897 году собрание древнерусского искусства Академии художеств. 1616 древних икон, три тысячи произведений литья, резьбы, шитья вошли в особое подразделение, получившее название «Отделение христианских древностей». Уже через год оно пополнилось личной коллекцией бывшего заведующего музеем Академии художеств художника и коллекционера Василия Прохорова. Он собрал более семисот предметов, в числе которых образ «Богоматерь Умиление», написанный мастером круга Андрея Рублева.

Двумя годами позже музей купил коллекцию художника-баталиста Василия Верещагина – 1015 памятников личного христианского благочестия – медных литых икон, нательных крестов и образков. Их можно увидеть на выставке. Княгиня Васильчикова подарила музею коллекцию, принадлежавшую ее покойному сыну. Наконец, свое собрание пожертвовал императору Николаю II почетный гражданин Синицын.

И позже музей получал дары частных лиц и организаций. 1909 год стоит отметить особо. Тогда был принят дар академика Кондакова – больше ста икон, написанных мастерами Палеха, Мстеры, Холуя.

В начале 1910-х хранителем Художественного отдела музея стал Петр Иванович Нерадовский. Он ездил по стране, собирая церковные древности в храмах и монастырях, наладил контакты с антикварами, реставраторами и коллекционерами. Участие личных средств императора позволило приобрести коллекцию икон и памятников прикладного искусства, принадлежавшую Николаю Петровичу Лихачеву, представляющую лучшие образцы русской иконы с XIV по XVII века. Икону «Святые Борис и Глеб», относящуюся к самым ранним образцам русской иконописи, собиратель относил к числу уникальных в своей коллекции.

Еще один весьма поучительный факт. В 1913 году в музей поступили собрания из двух монастырей, один под Москвой, другой в Суздале. Там сотрудники музея увидели вещи уже не используемые, с дефектами. Для специалистов их ценность была очевидной, начались переговоры. При поддержке Синода и императора, ценой больших усилий и двухлетних переговоров музей получил великолепную коллекцию – пятьдесят икон XV – XVIII веков. В будущем эти монастыри ждала тяжелая судьба. Из их богатейшего собрания сохранилось немногое, в основном в музее.

Сто лет назад центром экспозиционного пространства древлехранилища стала так называемая Новгородская иконная палата, оформленная по проекту Щусева. У восточной стены был иконостас, в центре зала стояла витрина с небольшими иконами. Церковный интерьер завершал подвешенный на цепях в центре зала большой хорос (светильник). В соседних помещениях размещались произведения греческого, новгородского и московского искусства, от древнейших образцов византийской живописи до памятников позднейшей поры русского иконописания.

Нынешний показ церковных древностей объединил около шестисот произведений. Большинство из них нуждалось в подготовке перед показом. В первом зале можно увидеть икону XIV века, она хорошо сохранилась и пришла в музей отреставрированная. Но это редкость. Обычно почти каждый древний экспонат требует внимания реставраторов двух-трех специализаций.

На этой выставке трудно выделить самые уникальные вещи. Все стоят внимания. Например, в одной из витрин демонстрируются маленькие пуговицы XVII века, в их производстве использовано до пяти ювелирных техник! У каждой из икон, несмотря на близкие техники написания, есть нюансы. Они зависят от времени исполнения, таланта иконописца, обстоятельств создания произведения. Каждая вещь ценна необыкновенно.

Размещение экспонатов может показаться хаотичным: не соблюдается хронология, соединение по школам, материалам. Выдержан принцип формирования коллекций: как они поступали в музей, как хранились. Удачный прием – воспроизведение в одном из залов фрагмента экспозиции 1914 года. Там экспонируется иконостас, подвесной хорос, аналои, архивные фотографии с видами древлехранилища.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 241 (5367) от 23.12.2014.


Комментарии