Главная городская газета

От Рублева до Холуя

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Главные лица моды Петербурга представят «Ассоциации» в Царском Селе

Ежегодный проект проводит своей десятый сезон в пригороде Петербурга. Кто станет его участником? Читать полностью

Запах «Счастья» в Летнем саду

Как связаны «Пирамида», «Коронный», «Прекрасное ожерелье» и картины из овощей - в нашем специальном материале. Читать полностью

Выставка буддийского искусства открылась в Петербурге

Вниманию посетителей готовы представить порядка ста уникальных произведений IX - XVIII веков. Читать полностью

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

В течение трех дней на сцене Мариинского театра сдавали экзамен выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Читать полностью
От Рублева до Холуя | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Русский музей по обыкновению завершает год масштабной выставкой, показывая редкие материалы из своих богатейших коллекций. На этот раз выбор пал на церковные древности. Экспозиция, развернутая в анфиладе корпуса Бенуа, называется «Древлехранилище памятников иконописи и церковной старины в Русском музее», вызывает особые чувства и стоит того, чтобы не пройти мимо.

Древлехранилище имени императора Николая II открылось в марте 1914 в Михайловском дворце.

Событие столетней давности подвело итог активной деятельности музея, длившейся шестнадцать лет. На тот момент он обладал большим собранием памятников христианского искусства, объединившим самые значительные государственные и частные петербургские коллекции второй половины ХIХ века.

Основой древлехранилища стало переданное Русскому музею в 1897 году собрание древнерусского искусства Академии художеств. 1616 древних икон, три тысячи произведений литья, резьбы, шитья вошли в особое подразделение, получившее название «Отделение христианских древностей». Уже через год оно пополнилось личной коллекцией бывшего заведующего музеем Академии художеств художника и коллекционера Василия Прохорова. Он собрал более семисот предметов, в числе которых образ «Богоматерь Умиление», написанный мастером круга Андрея Рублева.

Двумя годами позже музей купил коллекцию художника-баталиста Василия Верещагина – 1015 памятников личного христианского благочестия – медных литых икон, нательных крестов и образков. Их можно увидеть на выставке. Княгиня Васильчикова подарила музею коллекцию, принадлежавшую ее покойному сыну. Наконец, свое собрание пожертвовал императору Николаю II почетный гражданин Синицын.

И позже музей получал дары частных лиц и организаций. 1909 год стоит отметить особо. Тогда был принят дар академика Кондакова – больше ста икон, написанных мастерами Палеха, Мстеры, Холуя.

В начале 1910-х хранителем Художественного отдела музея стал Петр Иванович Нерадовский. Он ездил по стране, собирая церковные древности в храмах и монастырях, наладил контакты с антикварами, реставраторами и коллекционерами. Участие личных средств императора позволило приобрести коллекцию икон и памятников прикладного искусства, принадлежавшую Николаю Петровичу Лихачеву, представляющую лучшие образцы русской иконы с XIV по XVII века. Икону «Святые Борис и Глеб», относящуюся к самым ранним образцам русской иконописи, собиратель относил к числу уникальных в своей коллекции.

Еще один весьма поучительный факт. В 1913 году в музей поступили собрания из двух монастырей, один под Москвой, другой в Суздале. Там сотрудники музея увидели вещи уже не используемые, с дефектами. Для специалистов их ценность была очевидной, начались переговоры. При поддержке Синода и императора, ценой больших усилий и двухлетних переговоров музей получил великолепную коллекцию – пятьдесят икон XV – XVIII веков. В будущем эти монастыри ждала тяжелая судьба. Из их богатейшего собрания сохранилось немногое, в основном в музее.

Сто лет назад центром экспозиционного пространства древлехранилища стала так называемая Новгородская иконная палата, оформленная по проекту Щусева. У восточной стены был иконостас, в центре зала стояла витрина с небольшими иконами. Церковный интерьер завершал подвешенный на цепях в центре зала большой хорос (светильник). В соседних помещениях размещались произведения греческого, новгородского и московского искусства, от древнейших образцов византийской живописи до памятников позднейшей поры русского иконописания.

Нынешний показ церковных древностей объединил около шестисот произведений. Большинство из них нуждалось в подготовке перед показом. В первом зале можно увидеть икону XIV века, она хорошо сохранилась и пришла в музей отреставрированная. Но это редкость. Обычно почти каждый древний экспонат требует внимания реставраторов двух-трех специализаций.

На этой выставке трудно выделить самые уникальные вещи. Все стоят внимания. Например, в одной из витрин демонстрируются маленькие пуговицы XVII века, в их производстве использовано до пяти ювелирных техник! У каждой из икон, несмотря на близкие техники написания, есть нюансы. Они зависят от времени исполнения, таланта иконописца, обстоятельств создания произведения. Каждая вещь ценна необыкновенно.

Размещение экспонатов может показаться хаотичным: не соблюдается хронология, соединение по школам, материалам. Выдержан принцип формирования коллекций: как они поступали в музей, как хранились. Удачный прием – воспроизведение в одном из залов фрагмента экспозиции 1914 года. Там экспонируется иконостас, подвесной хорос, аналои, архивные фотографии с видами древлехранилища.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook