От Рублева до Холуя

Русский музей по обыкновению завершает год масштабной выставкой, показывая редкие материалы из своих богатейших коллекций. На этот раз выбор пал на церковные древности. Экспозиция, развернутая в анфиладе корпуса Бенуа, называется «Древлехранилище памятников иконописи и церковной старины в Русском музее», вызывает особые чувства и стоит того, чтобы не пройти мимо.

От Рублева до Холуя | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Древлехранилище имени императора Николая II открылось в марте 1914 в Михайловском дворце.

Событие столетней давности подвело итог активной деятельности музея, длившейся шестнадцать лет. На тот момент он обладал большим собранием памятников христианского искусства, объединившим самые значительные государственные и частные петербургские коллекции второй половины ХIХ века.

Основой древлехранилища стало переданное Русскому музею в 1897 году собрание древнерусского искусства Академии художеств. 1616 древних икон, три тысячи произведений литья, резьбы, шитья вошли в особое подразделение, получившее название «Отделение христианских древностей». Уже через год оно пополнилось личной коллекцией бывшего заведующего музеем Академии художеств художника и коллекционера Василия Прохорова. Он собрал более семисот предметов, в числе которых образ «Богоматерь Умиление», написанный мастером круга Андрея Рублева.

Двумя годами позже музей купил коллекцию художника-баталиста Василия Верещагина – 1015 памятников личного христианского благочестия – медных литых икон, нательных крестов и образков. Их можно увидеть на выставке. Княгиня Васильчикова подарила музею коллекцию, принадлежавшую ее покойному сыну. Наконец, свое собрание пожертвовал императору Николаю II почетный гражданин Синицын.

И позже музей получал дары частных лиц и организаций. 1909 год стоит отметить особо. Тогда был принят дар академика Кондакова – больше ста икон, написанных мастерами Палеха, Мстеры, Холуя.

В начале 1910-х хранителем Художественного отдела музея стал Петр Иванович Нерадовский. Он ездил по стране, собирая церковные древности в храмах и монастырях, наладил контакты с антикварами, реставраторами и коллекционерами. Участие личных средств императора позволило приобрести коллекцию икон и памятников прикладного искусства, принадлежавшую Николаю Петровичу Лихачеву, представляющую лучшие образцы русской иконы с XIV по XVII века. Икону «Святые Борис и Глеб», относящуюся к самым ранним образцам русской иконописи, собиратель относил к числу уникальных в своей коллекции.

Еще один весьма поучительный факт. В 1913 году в музей поступили собрания из двух монастырей, один под Москвой, другой в Суздале. Там сотрудники музея увидели вещи уже не используемые, с дефектами. Для специалистов их ценность была очевидной, начались переговоры. При поддержке Синода и императора, ценой больших усилий и двухлетних переговоров музей получил великолепную коллекцию – пятьдесят икон XV – XVIII веков. В будущем эти монастыри ждала тяжелая судьба. Из их богатейшего собрания сохранилось немногое, в основном в музее.

Сто лет назад центром экспозиционного пространства древлехранилища стала так называемая Новгородская иконная палата, оформленная по проекту Щусева. У восточной стены был иконостас, в центре зала стояла витрина с небольшими иконами. Церковный интерьер завершал подвешенный на цепях в центре зала большой хорос (светильник). В соседних помещениях размещались произведения греческого, новгородского и московского искусства, от древнейших образцов византийской живописи до памятников позднейшей поры русского иконописания.

Нынешний показ церковных древностей объединил около шестисот произведений. Большинство из них нуждалось в подготовке перед показом. В первом зале можно увидеть икону XIV века, она хорошо сохранилась и пришла в музей отреставрированная. Но это редкость. Обычно почти каждый древний экспонат требует внимания реставраторов двух-трех специализаций.

На этой выставке трудно выделить самые уникальные вещи. Все стоят внимания. Например, в одной из витрин демонстрируются маленькие пуговицы XVII века, в их производстве использовано до пяти ювелирных техник! У каждой из икон, несмотря на близкие техники написания, есть нюансы. Они зависят от времени исполнения, таланта иконописца, обстоятельств создания произведения. Каждая вещь ценна необыкновенно.

Размещение экспонатов может показаться хаотичным: не соблюдается хронология, соединение по школам, материалам. Выдержан принцип формирования коллекций: как они поступали в музей, как хранились. Удачный прием – воспроизведение в одном из залов фрагмента экспозиции 1914 года. Там экспонируется иконостас, подвесной хорос, аналои, архивные фотографии с видами древлехранилища.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 241 (5367) от 23.12.2014.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...