От «Рыбы-мечты» до «Чужого тела»

С 21 по 24 ноября в нашем городе пройдет XV международный фестиваль дебютных и студенческих фильмов «Начало». О фильмах, которые вошли в программу, обозревателю Зинаиде АРСЕНЬЕВОЙ рассказал программный директор фестиваля киновед Алексей ДУНАЕВСКИЙ.

От «Рыбы-мечты» до «Чужого тела» | ФОТО из личного архива А. Дунаевского

ФОТО из личного архива А. Дунаевского

- Фестиваль 15-й, дата, конечно, не юбилейная, но все-таки важная. Напомним читателям, как начиналось «Начало»?

- Фестиваль придумал кинорежиссер Евгений Маркович Татарский, которого, к сожалению, нет в живых. Он тогда был председателем Союза кинематографистов в Петербурге и хотел помочь начинающим режиссерам. В 2012 году мы несколько переформатировали фестиваль, добавив к студенческим фильмам первые работы в «большом» профессиональном кино, то есть полнометражные картины. А также разделили выпускные работы и фильмы постдипломного периода, которые были выполнены на старой «студенческой» основе. Это сделало фестиваль более интересным для зрителей.

Раньше «Начало» и создавалось, и проводилось на базе Дома кино, без оглядки на кассу. Это было чисто культурное мероприятие. Сейчас мы вынуждены думать о том, как привлечь обычную публику в кинозалы. И все эти 15 лет мы проводим фестиваль, невзирая ни на какие финансовые сложности. Просто где-то сокращаем, где-то увеличиваем число фильмов в зависимости от финансовых возможностей.

- Сколько картин вам пришлось отсмотреть, чтобы составить из них программу пятнадцатого «Начала»?

- Это самый маленький и короткий фестиваль из всех, которые прошли за эти годы. Как по срокам проведения, так и по количеству участников и фильмов. Финансирование здорово сократили, но я хотел бы подчеркнуть, что комитет по культуре всегда идет нам навстречу. Сокращение не означает, что как-то пострадало художественное качество фестиваля. Все отобранные фильмы заслуживают серьезного внимания, просто их гораздо меньше, чем в былые времена.

В конкурсной программе участвуют шесть картин, в секции «Инфо-Панорама» - четыре, «Российские дебюты» - 5 фильмов плюс еще одна картина, открывающая наш фестиваль. Все это полнометражные игровые фильмы, и почти все лауреаты премий различных фестивалей. Участниками «Начала-2016» стали две творческие мастерские - Игоря Федоровича Масленникова и Сергея Олеговича Снежкина. Познакомим мы зрителей и с молодым французским кино - фильмами выпускников киношкол Сорбонны, университета Бордо, школы Люмьер и других учебных заведений. Очень серьезная программа подготовлена с помощью Госфильмофонда - ретроспектива «Студенческие фильмы будущих мастеров». Многие впервые увидят студенческие картины, снятые когда-то нынешними мэтрами, от работ Элема Климова и Никиты Михалкова.

- Где можно посмотреть фильмы «Начала»?

- Наши основные площадки - киноцентр «Ленфильм» (там показы будут бесплатными) и «Великан-парк». В последнем покажут внеконкурсную программу.

- Представьте, пожалуйста, фильм открытия.

- Это картина «Рыба-мечта» режиссера Антона Бильжо. Она участвовала в конкурсной программе «Кинотавра» в Сочи и нам очень понравилась. Наград этот фильм не получил, зато заслужил самые высокие оценки критиков.

На закрытии фестиваля покажем фильм немецкого режиссера Кристиана Вернера «Чужое тело» - о человеке, который нуждается в пересадке почки и наконец получает письмо от своего донора из Стамбула. Картина собрала немало наград на международных смотрах. Мы же «вычислили» ее на фестивале, проходившем на Дальнем Востоке. И при помощи Гете-института организовали показ в Петербурге и визит режиссера.

- Задам вопрос от лица простых зрителей, которые, скорее всего, заняты своим делом и не могут, как критики, смотреть все подряд. На какие фильмы надо обратить особое внимание?

- Мне часто задают этот вопрос, и мне всегда сложно отвечать на него. Все, что я отобрал, мило моему сердцу. Назову, пожалуй, разве что фильм из Туниса «Хеди» - полнометражный дебют режиссера Мохаммеда Бена Аттии. Продюсеры картины - знаменитые бельгийские режиссеры братья Дарденн. Этот фильм о жизни 25-летнего маменькиного сынка, пребывающего в ужасе от грядущей свадьбы, был отмечен сразу двумя «Медведями» на последнем МКФ в Берлине. Еще один фильм-триумфант - «Самый счастливый день в жизни Олли Мяки» финского режиссера Юхо Куусманена. Он получил «Гран-при» конкурсной программы «Особый взгляд» на Каннском МФК. Оба этих фильма - жемчужины нашей программы. Даже не жемчужины - бриллианты. Но я вполне допускаю, что кому-то из зрителей больше всего понравится программа Госфильмофонда или российские короткометражки.

- Насколько я понимаю, фестивали - практически единственный способ для молодого режиссера заявить о себе.

- В большинстве европейских стран сам факт отбора фильма в конкурсную программу фестиваля - уже гарантия того, что на режиссера обратят внимание серьезные люди. В Европе очень часто сами киношколы обеспечивают выпускникам возможность снять фильм. Если картина получает награду, это часто подкрепляется денежной премией, которая позволит снять фильм, пусть и не полнометражный, но на средний или короткий метр - хватит. В России не совсем так. У нас очень мало молодых режиссеров-лауреатов получают путевку в большое кино.

- Подходит к концу Год российского кино. Многие ваши коллеги говорят о том, что он оказался провальным. Есть данные, что российские фильмы смотрят только 13 - 15 процентов зрителей из числа тех, кто вообще не утратил привычку ходить в кинотеатры.

- 13 - 15 процентов? Я думаю, эти цифры завышены. Много раз видел цифру 8 процентов. В то же время знаю киножурналистов, которые смотрят один российский фильм в год. И как они могут судить о качестве российского кинематографа? Маститые режиссеры, ставшие популярными еще в советские времена, тоже любят говорить, как все плохо сейчас. Но ведь и они не ходят в кино, а судят по телесериалам! Все на самом деле иначе. Совсем недавно, к примеру, прошел кинофестиваль в Лондоне. Там была русская программа - 13 картин. Примерно столько же на фестивале в Нью-Йорке (там уже другие названия). А сколько у нас показывают русского кино на фестивалях?! Летом - «Кинотавр», следом за ним - Московский фестиваль, затем «Окно в Европу». Добавьте к ним «Литературу и кино», «Виват кино России!», «Послание к человеку»... И этот список далеко не полный.

- Кого из молодых кинорежиссеров, заявивших о себе в последнее время особенно ярко, вы могли бы назвать?

- Анну Меликян, Ивана Твердовского, Наталью Мещанинову, Наталью Кудряшову, Нигину Сайфуллаеву... Этот список можно продолжить. Да и, конечно, Ксению Баскакову следует назвать, снявшую на «Ленфильме» свой дебютный фильм «Птица», который мы включили в число участников нашего конкурса.

- То есть, по-вашему, нет никакого провала российского кино?

- Конечно, нет.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 215 (5832) от 17.11.2016.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.