От «коммунизмы» до гипермаркета

В Государственном музее политической истории России открылась выставка «Фабрика лозунгов», которая предлагает вниманию посетителей подлинные большевистские лозунги первых лет советской власти.

От «коммунизмы» до гипермаркета | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Экспозиция, которая будет работать все лето, включает более 100 уникальных лозунгов, представленных в таких форматах, как листовки и транспаранты, фотографии и брошюры, агитационный фарфор и предметы декоративно-прикладного искусства. Кроме визуального ряда на выставке можно послушать речи вождей революции, увидеть агитационные фильмы того времени.

Период 1917 - 1920 гг. для экспозиции выбран не случайно. Это время зарождения индустрии советских лозунгов, когда после захвата большевиками власти на повестку дня встала задача ее удержания, что удалось и благодаря «массовой коммунистической пропаганде и агитации», направленной на формирование новой идеологии.

«Особый интерес представляют самые первые лозунги, которые совершенно безвозмездно от руки с помощью разбавленного зубного порошка или обычной краски делались «на коленке» простыми людьми из народа и были пропитаны искренним энтузиазмом и верой в светлое будущее, - рассказывает куратор выставки Маргарита Самойлова. - Например, в лозунге «Из прекрасной мечты коммунизма превращается в вечную действительность» слово «коммунизма» уверенно написано в женском роде. Простой человек, который делал этот лозунг обычной краской на знамени, до конца не понял, о чем идет речь и что такое «коммунизм», но уже в него верил».

В 1920 году стихийную лозунговую индустрию загнали в жесткие рамки системы. Под руководством агитационно-пропагандистского отдела ЦК РКП(б) и главполитпросвета появились профессиональные и четко выверенные лозунги без орфографических ошибок и с правильно расставленными запятыми. Самое главное - лозунги содержали нужную идеологическую нагрузку, направленную на ту или иную целевую аудиторию.

И это работало. В стране с большим количеством неграмотных людей краткий, но емкий лозунг был самой действенной формой агитации, универсальным средством управления массами. Так производство лозунгов в 1920 г. стало самой настоящей «фабрикой», производящей их миллионными тиражами.

«Сотрудники музея собирают и современные лозунги, которых сегодня масса, - говорит Самойлова. - Настанет время, когда и из них будет организована своя выставка, которая станет интересна нашим потомкам. Но уже сегодня можно отметить, что современные копирайтеры недотягивают до уровня своих революционных предшественников. Людям, которые сочиняют современные лозунги, не хватает искренности, горения и блеска в глазах, в результате у них получаются мертвые фразы. А лучше всего в России XXI века развита индустрия рекламных лозунгов и слоганов, которая идеально прижилась в гипермаркетах и торговых центрах».

#выставка #«Фабрика лозунгов»

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?