От «коммунизмы» до гипермаркета
В Государственном музее политической истории России открылась выставка «Фабрика лозунгов», которая предлагает вниманию посетителей подлинные большевистские лозунги первых лет советской власти.
ФОТО АВТОРА
Экспозиция, которая будет работать все лето, включает более 100 уникальных лозунгов, представленных в таких форматах, как листовки и транспаранты, фотографии и брошюры, агитационный фарфор и предметы декоративно-прикладного искусства. Кроме визуального ряда на выставке можно послушать речи вождей революции, увидеть агитационные фильмы того времени.
Период 1917 - 1920 гг. для экспозиции выбран не случайно. Это время зарождения индустрии советских лозунгов, когда после захвата большевиками власти на повестку дня встала задача ее удержания, что удалось и благодаря «массовой коммунистической пропаганде и агитации», направленной на формирование новой идеологии.
«Особый интерес представляют самые первые лозунги, которые совершенно безвозмездно от руки с помощью разбавленного зубного порошка или обычной краски делались «на коленке» простыми людьми из народа и были пропитаны искренним энтузиазмом и верой в светлое будущее, - рассказывает куратор выставки Маргарита Самойлова. - Например, в лозунге «Из прекрасной мечты коммунизма превращается в вечную действительность» слово «коммунизма» уверенно написано в женском роде. Простой человек, который делал этот лозунг обычной краской на знамени, до конца не понял, о чем идет речь и что такое «коммунизм», но уже в него верил».
В 1920 году стихийную лозунговую индустрию загнали в жесткие рамки системы. Под руководством агитационно-пропагандистского отдела ЦК РКП(б) и главполитпросвета появились профессиональные и четко выверенные лозунги без орфографических ошибок и с правильно расставленными запятыми. Самое главное - лозунги содержали нужную идеологическую нагрузку, направленную на ту или иную целевую аудиторию.
И это работало. В стране с большим количеством неграмотных людей краткий, но емкий лозунг был самой действенной формой агитации, универсальным средством управления массами. Так производство лозунгов в 1920 г. стало самой настоящей «фабрикой», производящей их миллионными тиражами.
«Сотрудники музея собирают и современные лозунги, которых сегодня масса, - говорит Самойлова. - Настанет время, когда и из них будет организована своя выставка, которая станет интересна нашим потомкам. Но уже сегодня можно отметить, что современные копирайтеры недотягивают до уровня своих революционных предшественников. Людям, которые сочиняют современные лозунги, не хватает искренности, горения и блеска в глазах, в результате у них получаются мертвые фразы. А лучше всего в России XXI века развита индустрия рекламных лозунгов и слоганов, которая идеально прижилась в гипермаркетах и торговых центрах».
Комментарии