От трагедии к комедии с одним антрактом. Итальянский бас Ферруччо Фурланетто дал концерт в Петербурге

Всемирно известный итальянский бас Ферруччо Фурланетто отметил 45-летие своей творческой деятельности большим сольным концертом в Концертном зале Мариинского театра, исполнив программу от Моцарта до Мусоргского и Рахманинова.

От трагедии к комедии с одним антрактом. Итальянский бас Ферруччо Фурланетто дал концерт в Петербурге | ФОТО Мариинский театр/Наташа РАЗИНА. 2019 г.

ФОТО Мариинский театр/Наташа РАЗИНА. 2019 г.

Ферруччо Фурланетто в мае этого года исполнилось 70 лет, но он статен и строен, и голос его прочен и звучит с не меньшей интенсивностью, насыщенностью тона, чем было в эпоху Герберта Караяна, которую он застал. Дебютировал Ферруччо в 1974 году в небольшом городке Лониго, что в провинции Виченца. А в «Ла Скала» впервые выступил пять лет спустя в партии Банко в «Макбете» Верди под управлением Клаудио Аббадо.

Его карьера не знала резких взлетов и падений, проходя на стабильно высоком уровне. Эти спокойствие и уверенность он сохранил до сих пор, с нескрываемой радостью делясь ими со слушателями. История регулярных взаимоотношений с Мариинским театром началась у Ферруччо с 2010 года - с премьеры оперы «Дон Кихот» Массне, куда его пригласил маэстро Валерий Гергиев. На лейбле «Мариинский» вышел DVD с записью этой оперы, принесшей немало наград. После «Дон Кихота» Фурланетто представил впервые в России и партию Бориса Годунова в одноименной опере Мусоргского, одного из его любимых композиторов. С тех пор Фурланетто старается принять участие в каждом летнем фестивале «Звезды белых ночей».

Его здесь ждут помимо Дон Кихота в партиях короля Филиппа в «Дон Карлосе», Якопо Фиеско в «Симоне Бокканегра» Верди. Все три партии он и исполнил в этом году по случаю своего юбилея, а на «Симоне Бокканегра» в зале были его коллеги по бурной оперной молодости. С лирико-колоратурным сопрано «королевой бельканто» Эдитой Груберовой он не раз встречался в составах моцартовских опер. В фильме-опере «Так поступают все» Моцарта Ферруччо исполнял партию Гульельмо, а Эдита - его возлюбленной Фьордилиджи. Они оба в этом году приняли участие и в жюри конкурса Чайковского в номинации «Сольное пение». Для Ферруччо это был дебют, прежде ему не доводилось жюрить ни на одном конкурсе.

Кульминацией серии выступлений Фурланетто к 45-летию творческой деятельности стал сольный концерт - своеобразная история достижений баса, поразившая масштабом жанров, стилей, композиторских имен. Первое отделение певец посвятил своему страстно любимому камерному жанру, второе - опере. Цикл «Четыре строгих напева» Иоганнеса Брамса (1896), ставший своего рода эпиграфом, представил певца еще и как музыканта-мыслителя.

Немецкой музыки в репертуаре Фурланетто немного, но, судя по всему, она является для певца объектом особого внимания. Отказаться от красоты своего голоса, от солнечности и благодушия школы бельканто в пользу строгости и рационализма немецкого слова басу непросто. На противостоянии итальянской витальности и немецкого аскетизма и выстраивалась музыкальная драматургия исполнения «Четырех напевов». Чувствовалось и языковое противодействие: родной итальянский язык то и дело норовил размягчить, расплавить холодность языка немецкого. Было ощущение, что этот цикл певец выбрал для философской самодисциплины, что ему удалось. Здесь особенно пригодились его фирменные басовые низы, словно выстраивающие некие античные колонны.

Шедший вслед за строгим Брамсом сложнейший вокальный цикл «Песни и пляски смерти» Мусоргского (1877) на стихи Голенищева-Кутузова стал продолжением и развитием означенной в эпиграфе темы, выстроив историческую параллель между немецким и русским классиками в осмыслении феномена смерти. Пианистка Наталья Сидоренко являла образец идеального партнерства, обеспечивая и «техническую поддержку», и объемное оркестровое дыхание партитур. Цикл Мусоргского Ферруччо записал несколько лет назад с пианистом Игорем Четуевым. Когда его исполняют меццо-сопрано, смерть как персонаж обретает женские черты, певица становится главной героиней, устраивающей свои песни и пляски. Мужские же голоса, берущиеся за этот цикл (среди них были Ильдар Абдразаков и Михаил Петренко), ассоциируются, скорее, с наблюдателями. Впрочем, Мусоргский вслед за поэтом позаботился о том, чтобы в четырех жутковатых сценах цикла певцы меняли свои маски.

Для Ферруччо, за плечами которого колоссальный сценический опыт, этот цикл стал сильнейшим артистическим вызовом. Русский язык, рельефно проинтонированный в каждом слове и фразе, в его исполнении не вызывал вопросов. Трагедия героев разыгрывалась певцом без внешней жестикуляции - исключительно в голосе, отчего интенсивность сопереживания возрастала. В первое же отделение Фурланетто включил и романсы Рахманинова «О, долго буду я молчать» и «Весенние воды», пытаясь после угрюмого Мусоргского дать контрастную краску мужской лирики.

Эмоциональные и языковые сложности певец оставил в первом отделении, освободив второе для родного итальянского, оперного. Певец открыл его небольшой арией Коллена «Старый плащ» из «Богемы» Пуччини. Затем последовала галерея портретов любимых героев: Родольфо из «Сомнамбулы» Беллини, единственный «немец» затесался под маской Зарастро из «Волшебной флейты» Моцарта. Затем промелькнул предприимчивый Фигаро из «Свадьбы Фигаро» Моцарта - композитора, без которого не может быть здорового вокального самочувствия, что певец тут же и доказал в арии Лепорелло со списком из «Дон Жуана». Завершали концерт вердиевские герои: оруженосец Банко из «Макбета», доктор Прочида из «Сицилийской вечерни», мудрец Захария из «Набукко» и король Филипп II из «Дон Карлоса».

Два биса вызвали шквал аплодисментов и крики «браво» - каватина Алеко из одноименной оперы Рахманинова и сцена смерти Бориса из оперы Мусоргского, партии царя, любимого Ферруччо за его страдания и муки совести.

#опера #концерт #Мариинский театр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 127(6480) от 15.07.2019 под заголовком «От трагедии к комедии с одним антрактом».


Комментарии