От трагедии к комедии с одним антрактом. Итальянский бас Ферруччо Фурланетто дал концерт в Петербурге

Всемирно известный итальянский бас Ферруччо Фурланетто отметил 45-летие своей творческой деятельности большим сольным концертом в Концертном зале Мариинского театра, исполнив программу от Моцарта до Мусоргского и Рахманинова.

От трагедии к комедии с одним антрактом. Итальянский бас Ферруччо Фурланетто дал концерт в Петербурге | ФОТО Мариинский театр/Наташа РАЗИНА. 2019 г.

ФОТО Мариинский театр/Наташа РАЗИНА. 2019 г.

Ферруччо Фурланетто в мае этого года исполнилось 70 лет, но он статен и строен, и голос его прочен и звучит с не меньшей интенсивностью, насыщенностью тона, чем было в эпоху Герберта Караяна, которую он застал. Дебютировал Ферруччо в 1974 году в небольшом городке Лониго, что в провинции Виченца. А в «Ла Скала» впервые выступил пять лет спустя в партии Банко в «Макбете» Верди под управлением Клаудио Аббадо.

Его карьера не знала резких взлетов и падений, проходя на стабильно высоком уровне. Эти спокойствие и уверенность он сохранил до сих пор, с нескрываемой радостью делясь ими со слушателями. История регулярных взаимоотношений с Мариинским театром началась у Ферруччо с 2010 года - с премьеры оперы «Дон Кихот» Массне, куда его пригласил маэстро Валерий Гергиев. На лейбле «Мариинский» вышел DVD с записью этой оперы, принесшей немало наград. После «Дон Кихота» Фурланетто представил впервые в России и партию Бориса Годунова в одноименной опере Мусоргского, одного из его любимых композиторов. С тех пор Фурланетто старается принять участие в каждом летнем фестивале «Звезды белых ночей».

Его здесь ждут помимо Дон Кихота в партиях короля Филиппа в «Дон Карлосе», Якопо Фиеско в «Симоне Бокканегра» Верди. Все три партии он и исполнил в этом году по случаю своего юбилея, а на «Симоне Бокканегра» в зале были его коллеги по бурной оперной молодости. С лирико-колоратурным сопрано «королевой бельканто» Эдитой Груберовой он не раз встречался в составах моцартовских опер. В фильме-опере «Так поступают все» Моцарта Ферруччо исполнял партию Гульельмо, а Эдита - его возлюбленной Фьордилиджи. Они оба в этом году приняли участие и в жюри конкурса Чайковского в номинации «Сольное пение». Для Ферруччо это был дебют, прежде ему не доводилось жюрить ни на одном конкурсе.

Кульминацией серии выступлений Фурланетто к 45-летию творческой деятельности стал сольный концерт - своеобразная история достижений баса, поразившая масштабом жанров, стилей, композиторских имен. Первое отделение певец посвятил своему страстно любимому камерному жанру, второе - опере. Цикл «Четыре строгих напева» Иоганнеса Брамса (1896), ставший своего рода эпиграфом, представил певца еще и как музыканта-мыслителя.

Немецкой музыки в репертуаре Фурланетто немного, но, судя по всему, она является для певца объектом особого внимания. Отказаться от красоты своего голоса, от солнечности и благодушия школы бельканто в пользу строгости и рационализма немецкого слова басу непросто. На противостоянии итальянской витальности и немецкого аскетизма и выстраивалась музыкальная драматургия исполнения «Четырех напевов». Чувствовалось и языковое противодействие: родной итальянский язык то и дело норовил размягчить, расплавить холодность языка немецкого. Было ощущение, что этот цикл певец выбрал для философской самодисциплины, что ему удалось. Здесь особенно пригодились его фирменные басовые низы, словно выстраивающие некие античные колонны.

Шедший вслед за строгим Брамсом сложнейший вокальный цикл «Песни и пляски смерти» Мусоргского (1877) на стихи Голенищева-Кутузова стал продолжением и развитием означенной в эпиграфе темы, выстроив историческую параллель между немецким и русским классиками в осмыслении феномена смерти. Пианистка Наталья Сидоренко являла образец идеального партнерства, обеспечивая и «техническую поддержку», и объемное оркестровое дыхание партитур. Цикл Мусоргского Ферруччо записал несколько лет назад с пианистом Игорем Четуевым. Когда его исполняют меццо-сопрано, смерть как персонаж обретает женские черты, певица становится главной героиней, устраивающей свои песни и пляски. Мужские же голоса, берущиеся за этот цикл (среди них были Ильдар Абдразаков и Михаил Петренко), ассоциируются, скорее, с наблюдателями. Впрочем, Мусоргский вслед за поэтом позаботился о том, чтобы в четырех жутковатых сценах цикла певцы меняли свои маски.

Для Ферруччо, за плечами которого колоссальный сценический опыт, этот цикл стал сильнейшим артистическим вызовом. Русский язык, рельефно проинтонированный в каждом слове и фразе, в его исполнении не вызывал вопросов. Трагедия героев разыгрывалась певцом без внешней жестикуляции - исключительно в голосе, отчего интенсивность сопереживания возрастала. В первое же отделение Фурланетто включил и романсы Рахманинова «О, долго буду я молчать» и «Весенние воды», пытаясь после угрюмого Мусоргского дать контрастную краску мужской лирики.

Эмоциональные и языковые сложности певец оставил в первом отделении, освободив второе для родного итальянского, оперного. Певец открыл его небольшой арией Коллена «Старый плащ» из «Богемы» Пуччини. Затем последовала галерея портретов любимых героев: Родольфо из «Сомнамбулы» Беллини, единственный «немец» затесался под маской Зарастро из «Волшебной флейты» Моцарта. Затем промелькнул предприимчивый Фигаро из «Свадьбы Фигаро» Моцарта - композитора, без которого не может быть здорового вокального самочувствия, что певец тут же и доказал в арии Лепорелло со списком из «Дон Жуана». Завершали концерт вердиевские герои: оруженосец Банко из «Макбета», доктор Прочида из «Сицилийской вечерни», мудрец Захария из «Набукко» и король Филипп II из «Дон Карлоса».

Два биса вызвали шквал аплодисментов и крики «браво» - каватина Алеко из одноименной оперы Рахманинова и сцена смерти Бориса из оперы Мусоргского, партии царя, любимого Ферруччо за его страдания и муки совести.

#опера #концерт #Мариинский театр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 127(6480) от 15.07.2019 под заголовком «От трагедии к комедии с одним антрактом».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...