От «Иронии судьбы» до «Елок». Как менялась новогодняя телепрограмма
С тех пор как Эльдар Рязанов снял «Карнавальную ночь», первый новогодний фильм отечественного кино, прошло без малого 65 лет. Хотя сама традиция встречать этот праздник на телевидении появилась позже, когда черно-белый экранный друг во многих семьях нашего Отечества стал цветным, а потом...
А потом случился тот самый исторический момент. Четко помню дату, время и место: 1 января 1976 года. 17.45 по московскому времени. Я в гостях у однокурсницы, готовимся к празднованию Нового года. И вот на телеэкране начальные титры «Иронии судьбы...», очнулись мы спустя три часа четыре минуты (таков хронометраж картины). С тех пор и повелось в новогодние праздники показывать специально снятые к этим дням фильмы, так же как ставить на стол салат оливье, селедку под шубой, запивая шампанским.
Советское телевидение придерживалось традиции новогодних премьер. И если прежде это был «Голубой огонек» в течение праздничной ночи, то вечером первого дня нового года ровно 50 лет назад всегда была «Песня года». Да и фильмы 31 декабря или 1 января показывали специально припасенные к дате – комедийные или музыкальные – ставшие хитами кинопроката: «Бриллиантовая рука», «12 стульев», «Старики-разбойники», «Иван Васильевич меняет профессию». Вообще публика с благодарностью принимала премьеры. А их немало... «Волшебная сила искусства» (1970), «Табачный капитан» (1972), «Эта веселая планета» (1973), «Жили три холостяка» (1973), «Лев Гурыч Синичкин» (1974), «Соломенная шляпка» (1975), «Собака на сене» (1978), «31 июня» (1978), «Старый Новый год» (1980), «Чародеи» (1982), «Ищите женщину» (1982). При этом телевизионные боссы не забывали и про детвору, подарив ей множество замечательных историй: «Новогодние приключения Маши и Вити» (1975), «Приключения Буратино» (1975), «Про Красную Шапочку» (1977), «Фантазии Веснухина» (1977).
Традиция еще более укрепилась, когда одна за другой 1 января 1979 и 1980 годов, соответственно, прошли премьеры телефильмов Марка Захарова «Обыкновенное чудо» и «Тот самый Мюнхгаузен». А в 1981 году зритель увидел телефильм Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово». Стоит ли упоминать, что под вывеской новогодней премьеры трудящимся массам демонстрировали картины, которые предлагали не только посмеяться, но и задуматься о серьезном и грустном, о наболевшем и злободневном.
Было место в телевизоре и для простеньких кинокомедий: «Три дня в Москве» (1975) или «Отпуск за свой счет» (1982). Каждая лента вносила свой вклад в создание атмосферы домашнего уюта и праздника.
Во времена перестройки эстафету подхватили «Гардемарины». Стало очевидно, что формат «новогодний фильм» вовсе не обязательно связан с этим праздником сюжетно. Он мог быть и современным, и костюмным. Главное – узнаваемые и популярные актеры, музыка и, желательно, песни и танцы. А еще сюжет: обязательно хорошо заканчиваться, чтобы не портить телезрителям праздничное настроение. «Плохой конец заранее отброшен./ Он должен, должен быть хорошим!».
И вот новый виток. На дворе девяностые. Кино вместе с телевидением берет паузу. Новый год россияне встречают с иным настроением. Телевидение на свой лад пытается возродить традицию, предложив в первой половине 1990-х ретропроект новогоднего экранного зрелища в виде «Старых песен о главном». Задумки хватает только на три выпуска. А далее наступило раздумье в поисках идей и денег.
Хотя нельзя сказать, что вообще не снимали «новогоднее кино». Появлялись вполне приличные фильмы про то, что происходило с нашими гражданами в канун главного праздника года – «Операция «С Новым годом!» (1996) «Сирота казанская» (1997), «Бедная Саша» (1997), «Приходи на меня посмотреть...» (2000), «Тариф новогодний» (2008). Но почему-то прежней легкости бытия не возникало.
Потом еще одна, отчаянная, попытка создания новогодней кинофраншизы. «Елки»! Хотя, на мой взгляд, это доставляло больше радости зрителям в кинотеатрах, чем у телеэкранов. А потом безраздельно господствовали либо снятые на скорую руку мюзиклы с участием обоймы поп-звезд, либо странный формат «Новый год на...». Далее следовало название телеканала-вещателя.
При этом мы как-то не заметили, что стали отмечать праздник почти две недели вместо двух дней, как в середине века XX. А «старая отечественная киногвардия» в формате «новогоднего кино» вновь была призвана на экраны.
И вот мы снова за праздничным столом в новом веке, провожая этот непростой год, а в телевизоре любимые телегерои. И вновь захватит дух и унесет в мечтах и эмоциях куда-то далеко-далеко, и каждый из нас поверит, что в Новый год может произойти любое чудо. Хотя бы по ту сторону телеэкрана.
Говорят: под Новый год
Что ни пожелается,
Все всегда произойдет,
Все всегда сбывается!
А потому будем надеяться. С наступающим вас!
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 240 (6838) от 30.12.2020 под заголовком «Новый год настает...».
Комментарии