erid: 2VtzqvVAvA4

Остров фотографической свободы

Главная ценность умной выставки «Сдвигая метафоры: Куба в эпоху перемен», открывшейся в музейно-выставочном центре РОСФОТО, состоит в том, что все 20 авторов фотографий, видео и анимации не являются поклонниками кубинского социализма, но и не испытывают эйфории от возможного возвращения в страну капитализма после недавней смерти Фиделя Кастро.

Остров фотографической свободы | Рауль Каньибано. Из серии «Земля Гуахиро». Репродукция. ФОТО АВТОРА

Рауль Каньибано. Из серии «Земля Гуахиро». Репродукция. ФОТО АВТОРА

Необычна история появления этого проекта. Куратор Яна Михалина, еще до прихода на работу в РОСФОТО, ездила в исследовательскую поездку на Кубу. Как она рассказала «СПб ведомостям», на острове нет Интернета, но работает электронная почта, которую кубинцы активно используют для обмена информацией о мире и себе. Если что-то интересное происходит в любой точке земли и об этом становится известно одному человеку, он сделает все, чтобы известить всю страну.

Яна была едва знакома только с одним вузовским преподавателем, которому сообщила о своем желании изучить кубинскую фотографию. Безо всяких рекомендаций для нее тут же открылись все двери, включая национальный центр фотографии Fototeсa da Cuba. И когда РОСФОТО решил включить кубинскую выставку в свой план на 2017 год, директор центра Нельсон Конде предоставил 80 работ и стал сокуратором.

«Сдвигая метафоры» - пример тщательно выстроенного повествования, где важно каждое произведение: выставка требует от зрителя времени и усилий, она ставит вопросы и не дает лобовых ответов. Расскажем только о нескольких линиях и сюжетах.

Хронологическое и смысловое пространство выставки задает диалог Хосе Солланса и дуэта Людмила & Нельсон. Солланса сфотографировал Фиделя, выступающего на первом митинге после революции в январе 1959 года. Два часа на его плече сидел белый голубь, для кубинцев - символ девы Марии, а значит, абсолютной праведности. Дуэт сделал серию «Отель Гавана» в 2008 - 2016 годах, это компьютерное наложение пестрой западной рекламы на реальное изображение обшарпанных гаванских кварталов. «Это наше будущее?» - спрашивают авторы.

Рядом фото Хорхе Отеро «Гул»: автор специально съездил в Нью-Йорк, где на Таймс-сквер, в символическом центре западной цивилизации, приложил ухо к асфальту. Грядет ли на Кубе капитализм? Кажется, ничего не услышал, кроме шума улицы.

Другой диалог - серии Рауля Каньибано «Земля Гуахиро» и Ариена Ченга «Праздник». На черно-белых снимках - тяжелый труд крестьян, использующих самые примитивные орудия труда вроде деревянных граблей. Напротив, в цвете - верх счастья: покупка индейки на обед или зеркала в «шикарной барочной» раме.

Карлос Отеро создал серию из 800 снимков «Ночую с...», она не про свободные нравы, а про дружелюбие и открытость кубинцев. Достаточно было Отеро сказать: «Я фотограф» - и его пускали в любой дом, не стесняясь показывать более чем скромную обстановку. Старенький вентилятор на одном из снимков выглядит верхом комфорта.

Серия Рене Пенья «Белые вещи» отпечатана на полупрозрачном пластике и посвящена положению афрокубинцев при социализме, которые так и остались на нижних ступенях социальной лестницы. На ту же тему видеодокументация перформанса Сусаны Пильяр «Ушат». Художница подвергается долгой процедуре выпрямления курчавых волос раскаленными на плитке щипцами. А потом выливает себе на голову ушат воды, уничтожая прическу.

На снимке Умберто Майоля из серии «Романтические ангелы земли» вроде бы обычный сюжет - обнимающаяся парочка. Но на парне майка с текстом вопросов референдума 1976 года, тогда было решено, что социализм на Кубе - навсегда.

Так ли это сегодня, через 40 лет? Ответ ищет Энрике Роттенберг. В его серии «Мы» изображены то мужчины, одинаково одетые в полосатые майки и серые тапочки, то женщины в ярких красных платьях с такими же броскими сумочками. Разные выражения лиц не дают однозначного ответа.

Тот же вопрос спрятан в остроумном видео Людмилы&Нельсона «Абсолютная революция». Нежные женские руки водят по шрифту Брайля, которым изложена знаменитая речь Фиделя Кастро на суде в 1953 году. Будущий лидер страны закончил ее словами: «История меня оправдает». Художники в этом не уверены.

Лучшая работа на выставке - пять коротких анимационных фильмов Сандры Рамос. В них кратко и выразительно показана история Кубы. На карте остров похож на крокодила. В «Одомашнивании» его пытаются приручить последовательно Колумб, дядя Сэм, диктатор начала ХХ века, которых на Кубе было много, Фидель и маленькая девочка. И все - неудачно. В «Эстафете» эти же персонажи бегут по дорожке набитого народом стадиона и передают друг другу палочку, похожую на силуэт Кубы. Девочка стартует... и фильм обрывается, давая надежду.

#Куба #Фото #Выставка

Комментарии