Остановись, мгновенье! В Петербурге открылась выставка «Восприятие-2023»

В выставочном зале на Невском, 60, работает Х выставка секции фотографии Санкт-Петербургского творческого союза художников «Восприятие-2023» (6+).

Остановись, мгновенье! В Петербурге открылась выставка «Восприятие-2023» | К высокому искусству приобщаются даже наши четвероногие друзья./ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

К высокому искусству приобщаются даже наши четвероногие друзья./ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

На открытии выставки один из ее участников, известный кинорежиссер Сергей Дебижев, высказал, в общем, очевидную, но вечно актуальную мысль. Жизнь меняется стремительно, через десять лет наши потомки, может быть, уже не поймут, чем мы сегодня мучились и страдали. Единственный способ удержать быстротекущее время — это фотография. Документ, который невозможно переписать или опровергнуть. Как нельзя переписать саму жизнь. Вопрос, собственно, только один: степень адекватности передачи.

Восприятие1_С.jpg
Работа известного кинорежиссера Сергея Дебижева «Гранит» не оставит равнодушным никого./ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


Истинный творец по определению свободен. Он не обязан соотносить себя со временем или сиюминутными потребностями общест­ва. Идет туда, куда его влечет душа. Но вот только потом — если, конечно, талант — время само не­ожиданно проступает в его работах. Так же, как изображение на фотобумаге, погруженной в проявитель.

Случайно ли, что на этой выставке в отличие от предыдущих практически нет нагромождения бесформенных цветовых пятен, выдаваемых за высокое искусство? Ведь их авторам никто специально препятствий не чинил — выставка изначально задумывалась по принципу «пускай растут все цветы». А вот, видно, это сейчас стало неинтересно, неактуально, где‑то изжило себя. Фотографы погружены в красоту реального мира, будь то изящество обнаженных женских тел (Александр Шахмин с его великолепной «Прелюдией для виолончели»), или отточенная графика каменных конструкций (Валентина Милина с ее «Смольной набережной»), или прорыв в вечность (Александра Кириллова с ее уходящими в ночную звездную даль каменными монахами в «Буддийском монас­тыре» Шри-Ланки).

Фотографы старшего поколения неизбежно задумываются над реалиями мира, на глазах исчезающего или уже исчезнувшего навсегда. Жутким холодом веет от вмерзшего в лед полуразрушенного теплохода, еще недавно принадлежавшего Валаамскому монастырю. Автор работы Сергей Компанийченко (отдавший Валааму много лет), однако, успокаивает: монастырь процветает, там есть уже новые суда, а это давно разрезано и переплавлено. Но слова — одно, а сила искусства — другое…

Александр Скибицкий с болью прощается с советской эпохой. Искореженный взрывом памятник Ленину у Финляндского вокзала (сейчас рана «заштопана», но ведь все это было, было!). Памятник Первой Конной у Академии связи — когда‑то к нему можно было подойти, положить цветы, а сейчас он отгорожен непроходимым забором. Первомайская демонстрация на Дворцовой площади — красный советский флаг с серпом и молотом на фоне ангела Александрийского столпа. Символы двух разных эпох — какой из них сегодня нашему сердцу ближе? Не спрашивайте у художника, он не знает. Он выполнил свою задачу — заставил вас волноваться и думать. А дальше уже — ваше дело…

Весна в Петербурге — мрачноватая, вязкая, с какими‑то мутноватыми подтеками. Не думайте только, что это фотографический брак. Это результат довольно сложной технологии, которой владеет опытнейший фотохудожник Алла Полетаева. В «век цифры», когда большинство снимающих не знают, что такое выдержка и диафрагма, а только тупо жмут на кнопку, Алла живет в веке прошедшем: пленка, увеличитель, красный фонарь, ванночки с проявителем. Только химия не обычная, а особенная, дающая неожиданные эффекты.

— Вы теперь все так снимаете? — спрашиваю Аллу с опасением, готовясь услышать, что только так и никак иначе теперь и нужно снимать. И с облегчением слышу:

— Нет, только тогда, когда этот прием оправдан сюжетом. Питерскую весну я как раз так и вижу — без солнца, в туманной дымке.

Ну слава богу! Сколько копий здесь было сломано по поводу самодовлеющего значения ­при­е­­­­ма. Сколько было «разрушителей реальности», которые, искорежив посредственный снимок при помощи современных цифровых технологий, выдавали его за шедевр. Неужели и их время уходит? Подтверждение тому — великолепная серия Татьяны Никольской «Луговой парк». Использующая другую и тоже довольно сложную технологию ручной печати, она добилась идеального совпадения настроения и приема. ­Коричневатый монохром и ажурная сеть деревьев уходящей аллеи — это осень, хорошая, задумчивая, без всяких выкрутасов…

Но жизнь, увы, не позволяет долго предаваться идиллиям. ­Жестокое время выдумывает такие сюжеты, которые не выдумает ни один автор. На прошлогодней выставке дебютировала Жаннет Шершицкая. Ее работа многих вводила в ступор — девушка сделала фоторепортаж… с похорон собственного отца.

В этом году серия ее снимков посвящена мужу, в июне погибшему под Запорожьем. Прямое попадание бомбы… Вместе они прожили 19 лет, он ушел в сентябре прошлого года по мобилизации. Еще когда был жив, Жаннет съездила к нему, сделала несколько фотографий. Одну из них она теперь так и назвала — «Последний закат». О фотографической ценности этих снимков можно спорить. Но пусть будет и это как знак времени. Потомки рассудят.

Выставка работает до 2 ноября. Сходите, там есть о чем подумать.


#художники #выставка #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 202 (7530) от 26.10.2023 под заголовком «Остановись, мгновенье!».


Комментарии