Остановись, мгновенье! В Петербурге открылась выставка «Восприятие-2023»
В выставочном зале на Невском, 60, работает Х выставка секции фотографии Санкт-Петербургского творческого союза художников «Восприятие-2023» (6+).
К высокому искусству приобщаются даже наши четвероногие друзья./ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
На открытии выставки один из ее участников, известный кинорежиссер Сергей Дебижев, высказал, в общем, очевидную, но вечно актуальную мысль. Жизнь меняется стремительно, через десять лет наши потомки, может быть, уже не поймут, чем мы сегодня мучились и страдали. Единственный способ удержать быстротекущее время — это фотография. Документ, который невозможно переписать или опровергнуть. Как нельзя переписать саму жизнь. Вопрос, собственно, только один: степень адекватности передачи.
Истинный творец по определению свободен. Он не обязан соотносить себя со временем или сиюминутными потребностями общества. Идет туда, куда его влечет душа. Но вот только потом — если, конечно, талант — время само неожиданно проступает в его работах. Так же, как изображение на фотобумаге, погруженной в проявитель.
Случайно ли, что на этой выставке в отличие от предыдущих практически нет нагромождения бесформенных цветовых пятен, выдаваемых за высокое искусство? Ведь их авторам никто специально препятствий не чинил — выставка изначально задумывалась по принципу «пускай растут все цветы». А вот, видно, это сейчас стало неинтересно, неактуально, где‑то изжило себя. Фотографы погружены в красоту реального мира, будь то изящество обнаженных женских тел (Александр Шахмин с его великолепной «Прелюдией для виолончели»), или отточенная графика каменных конструкций (Валентина Милина с ее «Смольной набережной»), или прорыв в вечность (Александра Кириллова с ее уходящими в ночную звездную даль каменными монахами в «Буддийском монастыре» Шри-Ланки).
Фотографы старшего поколения неизбежно задумываются над реалиями мира, на глазах исчезающего или уже исчезнувшего навсегда. Жутким холодом веет от вмерзшего в лед полуразрушенного теплохода, еще недавно принадлежавшего Валаамскому монастырю. Автор работы Сергей Компанийченко (отдавший Валааму много лет), однако, успокаивает: монастырь процветает, там есть уже новые суда, а это давно разрезано и переплавлено. Но слова — одно, а сила искусства — другое…
Александр Скибицкий с болью прощается с советской эпохой. Искореженный взрывом памятник Ленину у Финляндского вокзала (сейчас рана «заштопана», но ведь все это было, было!). Памятник Первой Конной у Академии связи — когда‑то к нему можно было подойти, положить цветы, а сейчас он отгорожен непроходимым забором. Первомайская демонстрация на Дворцовой площади — красный советский флаг с серпом и молотом на фоне ангела Александрийского столпа. Символы двух разных эпох — какой из них сегодня нашему сердцу ближе? Не спрашивайте у художника, он не знает. Он выполнил свою задачу — заставил вас волноваться и думать. А дальше уже — ваше дело…
Весна в Петербурге — мрачноватая, вязкая, с какими‑то мутноватыми подтеками. Не думайте только, что это фотографический брак. Это результат довольно сложной технологии, которой владеет опытнейший фотохудожник Алла Полетаева. В «век цифры», когда большинство снимающих не знают, что такое выдержка и диафрагма, а только тупо жмут на кнопку, Алла живет в веке прошедшем: пленка, увеличитель, красный фонарь, ванночки с проявителем. Только химия не обычная, а особенная, дающая неожиданные эффекты.
— Вы теперь все так снимаете? — спрашиваю Аллу с опасением, готовясь услышать, что только так и никак иначе теперь и нужно снимать. И с облегчением слышу:
— Нет, только тогда, когда этот прием оправдан сюжетом. Питерскую весну я как раз так и вижу — без солнца, в туманной дымке.
Ну слава богу! Сколько копий здесь было сломано по поводу самодовлеющего значения приема. Сколько было «разрушителей реальности», которые, искорежив посредственный снимок при помощи современных цифровых технологий, выдавали его за шедевр. Неужели и их время уходит? Подтверждение тому — великолепная серия Татьяны Никольской «Луговой парк». Использующая другую и тоже довольно сложную технологию ручной печати, она добилась идеального совпадения настроения и приема. Коричневатый монохром и ажурная сеть деревьев уходящей аллеи — это осень, хорошая, задумчивая, без всяких выкрутасов…
Но жизнь, увы, не позволяет долго предаваться идиллиям. Жестокое время выдумывает такие сюжеты, которые не выдумает ни один автор. На прошлогодней выставке дебютировала Жаннет Шершицкая. Ее работа многих вводила в ступор — девушка сделала фоторепортаж… с похорон собственного отца.
В этом году серия ее снимков посвящена мужу, в июне погибшему под Запорожьем. Прямое попадание бомбы… Вместе они прожили 19 лет, он ушел в сентябре прошлого года по мобилизации. Еще когда был жив, Жаннет съездила к нему, сделала несколько фотографий. Одну из них она теперь так и назвала — «Последний закат». О фотографической ценности этих снимков можно спорить. Но пусть будет и это как знак времени. Потомки рассудят.
Выставка работает до 2 ноября. Сходите, там есть о чем подумать.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 202 (7530) от 26.10.2023 под заголовком «Остановись, мгновенье!».
Комментарии