«Оскар» учится летать

В Лос-Анджелесе прошла 87-я церемония вручения премии за заслуги в области кинематографа – «Оскар». Результаты многих порадовали, кого-то огорчили, но практически никого не удивили.

«Оскар» учится летать | Алехандро Гонсалес Иньяритту, триумфатор нынешней церемонии.<br>ФОТО Yang LEI/Xinhua/ZUMA WIRE

Алехандро Гонсалес Иньяритту, триумфатор нынешней церемонии.
ФОТО Yang LEI/Xinhua/ZUMA WIRE

Стараниями лучших мировых кинокритиков все уже знают, что знаменитые статуэтки получают не величайшие, безупречные, неподвластные времени шедевры киноискусства, а фильмы, удовлетворяющие критериям премии «Оскар». Это может совпасть, а может и нет. Шутки на тему «типичного оскаровского фильма» или «типичной оскаровской роли» («пожилая одноногая негритянка левых взглядов с трудной судьбой») не всегда смешны, обычно грубоваты, но не лишены смысла: примерные слагаемые успеха на «Оскаре» давно не являются секретом. Премии дают не за развитие киноязыка, а за «простые человеческие истории», желательно протекающие на фоне глобальных исторических событий, изложенные внятно, последовательно и энергично. В ролях ценится драматизм, достигаемый за счет «борьбы» – с историческими катаклизмами, с системой, с косной моралью, с судьбой, с неизлечимой болезнью. Хороша также «неузнаваемость» – если актеру или актрисе приходится радикальным образом физически изменить собственную внешность, то шансы на «Оскар» повышаются. Список фильмов, вошедших в номинацию, больше говорит об «Оскаре», чем финальный выбор.

Нынешний «Оскар» оказался одним из самых предсказуемых за последние годы (одна из главных шуток церемонии, которую вел актер Нил Патрик Харрис, была связана как раз с этим – и это была несмешная шутка). Главным победителем стал «Бердмэн» Алехандро Гонсалеса Иньяритту – он получил «Оскар» за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучший оригинальный сценарий и лучшую операторскую работу (оператор Эманнуэль Любецки, в прошлом году удостоившийся премии за «Гравитацию»). «Бердмэн» был одним из явных фаворитов, но, пожалуй, забрал слишком много наград – частью из них (кроме операторской, конечно) он вполне мог бы поделиться с «Отрочеством» Ричарда Линклейтера.

Некоторая ирония просматривается в том, что «Оскар» за «Бердмэна», посвященного «блеску и нищете» актерской судьбы, как раз актерам-то и не достался: никто из достойных номинантов не получил премии, включая исполнителя главной роли Майкла Китона. Близость ускользнувшей победы стала своеобразным эпилогом к фильму. «Оскар» в категории «Лучшая мужская роль» получил Эдди Редмэйн за «Вселенную Стивена Хокинга» – скрупулезное изображение всех стадий тяжелого физического недуга, постепенно овладевающего великим ученым, не оставило равнодушными американских киноакадемиков точно так же, как незадолго до них – жюри «Золотого глобуса». Ни Бенедикт Камбербэтч, ни Брэдли Купер таких шансов на «Оскар» не имели (хотя сыграли точно не хуже). «Снайпер» Клинта Иствуда, где Купер и выступил в главной роли, вообще удостоился только награды за монтаж звука – драма эффективного снайпера в глазах американского киносообщества все-таки кажется несколько сомнительной (в отличие от драмы сапера в оскароносном «Повелителе бури»). «Игра в имитацию» с Камбербэтчем в роли Алана Тьюринга получила «Оскар» за лучший адаптированный сценарий – Грэм Мур произнес трогательную речь, упомянув собственную попытку подросткового суицида, и пожелал собравшимся не бояться быть другими, не такими, как все.

Премию за лучшую женскую роль дали Джулианне Мур за фильм «Все еще Элис» – выдающаяся актриса четырежды выдвигалась на «Оскар», но получила его за роль женщины с болезнью Альцгеймера (вдобавок к уже имеющемуся «Золотому глобусу»). Страдания ее героини и отсутствие в номинации Мерил Стрип – залог успеха. Сама же гранд-дама Голливуда номинировалась в этот раз за лучшую женскую роль второго плана (Ведьма в «Чем дальше в лес»), но уступила первенство Патрисии Аркетт, на протяжении двенадцати лет игравшей мать в «Отрочестве». Лучшей мужской ролью второго плана была названа работа Джей Кей Симмонса в «Одержимости».

Практически все дизайнерские «Оскары» достались фильму Уэса Андерсона «Отель «Гранд Будапешт»: лучший грим, лучшие костюмы и лучший художник-постановщик. Лучшие визуальные эффекты – «Интерстеллар» (киноакадемики по достоинству оценили мастерство режиссера Кристофера Нолана).

«Левиафану» «Оскар» все-таки не дали – его (в равной борьбе) получил польский фильм «Ида» Павла Павликовского. История послушницы католического монастыря, обнаружившей, что она на самом деле – еврейка, чьи родители погибли во время холокоста, вероятно, показалась оскаровскому комитету общечеловечески более значимой и понятной, нежели наши чудовища. Подогреют этот факт или остудят антиамериканские настроения в обществе, и «простят» ли Андрею Звягинцеву его «Золотой глобус» в свете нынешней неудачи – пока неизвестно.

Российскую публику должно заинтересовать решение киноакадемии в категории «Лучший полнометражный документальный фильм» – «Оскар» получил «Гражданин четыре» (Германия, США), рассказывающий историю Эдварда Сноудена, который «не смог по некоторым причинам присутствовать на церемонии», пошутил ведущий.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 031 (5404) от 24.02.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.