«Оскар» учится летать

В Лос-Анджелесе прошла 87-я церемония вручения премии за заслуги в области кинематографа – «Оскар». Результаты многих порадовали, кого-то огорчили, но практически никого не удивили.

«Оскар» учится летать | Алехандро Гонсалес Иньяритту, триумфатор нынешней церемонии.<br>ФОТО Yang LEI/Xinhua/ZUMA WIRE

Алехандро Гонсалес Иньяритту, триумфатор нынешней церемонии.
ФОТО Yang LEI/Xinhua/ZUMA WIRE

Стараниями лучших мировых кинокритиков все уже знают, что знаменитые статуэтки получают не величайшие, безупречные, неподвластные времени шедевры киноискусства, а фильмы, удовлетворяющие критериям премии «Оскар». Это может совпасть, а может и нет. Шутки на тему «типичного оскаровского фильма» или «типичной оскаровской роли» («пожилая одноногая негритянка левых взглядов с трудной судьбой») не всегда смешны, обычно грубоваты, но не лишены смысла: примерные слагаемые успеха на «Оскаре» давно не являются секретом. Премии дают не за развитие киноязыка, а за «простые человеческие истории», желательно протекающие на фоне глобальных исторических событий, изложенные внятно, последовательно и энергично. В ролях ценится драматизм, достигаемый за счет «борьбы» – с историческими катаклизмами, с системой, с косной моралью, с судьбой, с неизлечимой болезнью. Хороша также «неузнаваемость» – если актеру или актрисе приходится радикальным образом физически изменить собственную внешность, то шансы на «Оскар» повышаются. Список фильмов, вошедших в номинацию, больше говорит об «Оскаре», чем финальный выбор.

Нынешний «Оскар» оказался одним из самых предсказуемых за последние годы (одна из главных шуток церемонии, которую вел актер Нил Патрик Харрис, была связана как раз с этим – и это была несмешная шутка). Главным победителем стал «Бердмэн» Алехандро Гонсалеса Иньяритту – он получил «Оскар» за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучший оригинальный сценарий и лучшую операторскую работу (оператор Эманнуэль Любецки, в прошлом году удостоившийся премии за «Гравитацию»). «Бердмэн» был одним из явных фаворитов, но, пожалуй, забрал слишком много наград – частью из них (кроме операторской, конечно) он вполне мог бы поделиться с «Отрочеством» Ричарда Линклейтера.

Некоторая ирония просматривается в том, что «Оскар» за «Бердмэна», посвященного «блеску и нищете» актерской судьбы, как раз актерам-то и не достался: никто из достойных номинантов не получил премии, включая исполнителя главной роли Майкла Китона. Близость ускользнувшей победы стала своеобразным эпилогом к фильму. «Оскар» в категории «Лучшая мужская роль» получил Эдди Редмэйн за «Вселенную Стивена Хокинга» – скрупулезное изображение всех стадий тяжелого физического недуга, постепенно овладевающего великим ученым, не оставило равнодушными американских киноакадемиков точно так же, как незадолго до них – жюри «Золотого глобуса». Ни Бенедикт Камбербэтч, ни Брэдли Купер таких шансов на «Оскар» не имели (хотя сыграли точно не хуже). «Снайпер» Клинта Иствуда, где Купер и выступил в главной роли, вообще удостоился только награды за монтаж звука – драма эффективного снайпера в глазах американского киносообщества все-таки кажется несколько сомнительной (в отличие от драмы сапера в оскароносном «Повелителе бури»). «Игра в имитацию» с Камбербэтчем в роли Алана Тьюринга получила «Оскар» за лучший адаптированный сценарий – Грэм Мур произнес трогательную речь, упомянув собственную попытку подросткового суицида, и пожелал собравшимся не бояться быть другими, не такими, как все.

Премию за лучшую женскую роль дали Джулианне Мур за фильм «Все еще Элис» – выдающаяся актриса четырежды выдвигалась на «Оскар», но получила его за роль женщины с болезнью Альцгеймера (вдобавок к уже имеющемуся «Золотому глобусу»). Страдания ее героини и отсутствие в номинации Мерил Стрип – залог успеха. Сама же гранд-дама Голливуда номинировалась в этот раз за лучшую женскую роль второго плана (Ведьма в «Чем дальше в лес»), но уступила первенство Патрисии Аркетт, на протяжении двенадцати лет игравшей мать в «Отрочестве». Лучшей мужской ролью второго плана была названа работа Джей Кей Симмонса в «Одержимости».

Практически все дизайнерские «Оскары» достались фильму Уэса Андерсона «Отель «Гранд Будапешт»: лучший грим, лучшие костюмы и лучший художник-постановщик. Лучшие визуальные эффекты – «Интерстеллар» (киноакадемики по достоинству оценили мастерство режиссера Кристофера Нолана).

«Левиафану» «Оскар» все-таки не дали – его (в равной борьбе) получил польский фильм «Ида» Павла Павликовского. История послушницы католического монастыря, обнаружившей, что она на самом деле – еврейка, чьи родители погибли во время холокоста, вероятно, показалась оскаровскому комитету общечеловечески более значимой и понятной, нежели наши чудовища. Подогреют этот факт или остудят антиамериканские настроения в обществе, и «простят» ли Андрею Звягинцеву его «Золотой глобус» в свете нынешней неудачи – пока неизвестно.

Российскую публику должно заинтересовать решение киноакадемии в категории «Лучший полнометражный документальный фильм» – «Оскар» получил «Гражданин четыре» (Германия, США), рассказывающий историю Эдварда Сноудена, который «не смог по некоторым причинам присутствовать на церемонии», пошутил ведущий.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 031 (5404) от 24.02.2015.


Комментарии