Главная городская газета

Осенний марафон в Лондоне

  • 16.10.2014
  • Лилия Шитенбург Cult@spbvedomosti.ru
  • Рубрика Культура
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Зимний без мифов

25 октября в парадных залах Невской анфилады Зимнего дворца развернется выставка «Зимний дворец и Эрмитаж.1917. Читать полностью

Осенняя премьера спектакля «Милый друг»

17 октября в театре «Балтийский дом» состоялась осенняя премьера спектакля «Милый друг». Читать полностью

Космос - это по-нашему

Новый отечественный фильм «Салют-7» рассказывает об одном из драматичных эпизодов в истории освоения космического пространства. Читать полностью

Йога с Персевалем

На мастер-классе именитого европейского режиссера Люка Персеваля ученики находились преимущественно в позе лотоса. Читать полностью

Пришло время каяться

Директор Русского музея заверил, что икона «Ангел златые власы», вокруг которой разгорелся скандал, никуда перемещаться не будет. Читать полностью

Возрождается традиция площадных цирковых выступлений

В минувшие выходные на Удельном рынке состоялся Фестиваль уличных артистов и циркачей. Представление в духе традиционных площадных забав развернулись на «Площади Шарманщика». Читать полностью
Реклама
Реклама
Осенний марафон в Лондоне |  с сайта www.coolconnections.ru Кэри Маллиган и Билл Найи составили великолепный актерский дуэт.

с сайта www.coolconnections.ru Кэри Маллиган и Билл Найи составили великолепный актерский дуэт.

Начался новый сезон проекта Theatre HD, показывающего современные британские спектакли на экранах кинотеатров. После целого года, почти безраздельно отданного Шекспиру, в репертуаре нынешнего сезона оказались собраны самые разнообразные пьесы _ от еврипидовской «Медеи» до «Шофера мисс Дэйзи» Альфреда Ури. Первой премьерой, прошедшей в кинотеатре «Аврора», стала камерная драма «Верхний свет» по пьесе Дэвида Хэа, поставленная Стивеном Долдри в театре Wyndham,s.

На окраине современного большого Лондона живет Кира, молодая женщина, учительница математики. Она работает в школе, которая находится на другом конце города, в еще менее благополучном районе. Однажды вечером в нетопленую Кирину квартирку бесцеремонно вторгается «человек из прошлого» _ мятежный юноша по имени Эдвард. У Киры был когда-то долгий роман с отцом Эдварда, Томом, успешным бизнесменом и ресторатором. Теперь мать Эдварда умерла, и папа с сыном никак не могут наладить отношения. Вскоре Киру ждет и еще один нежданный визитер _ сам Том. Им предстоит провести вдвоем вечер, ночь и кусочек утра. Чтобы вновь сблизиться, вспомнить прошлое, разобраться в нем, простить друг друга, помириться, признаться в любви, поссориться, выяснить все до конца и окончательно расстаться.

Маленькая частная история. На сцене _ скудный интерьер на фоне убогой многоэтажки (в том, что радости в этих домах взяться неоткуда, нас убедили еще фильмы Майка Ли). Киру играет дебютировавшая в Вест Энде Кэри Маллиган, Тома _ грандиозный Билл Найи.

В Лондоне спектакль шел этим летом до конца августа _ зрители были счастливы, критики в восторге. Почти как без малого двадцать лет назад, когда «Верхний свет» был поставлен впервые. В разных постановках главную мужскую роль тогда играли Майкл Гэмбон и все тот же Билл Найи. Это может всего лишь означать, что «Верхний свет» _ хорошая надежная пьеса, так оно и есть, но дело не только в этом. Как ни парадоксально звучит для камерной любовной драмы, но в этой «чисто английской» пьесе политического содержания ничуть не меньше, чем лирического. Так бывает, если автор уверен, что у взрослых мужчин и женщин есть не только характеры, вкусы и интимные привычки, но и убеждения. У персонажей Хэа они есть. То, что герой _ богатый бизнесмен, а героиня _ оставившая бизнес-карьеру скромная учительница, важно для спектакля. Потому что и то и другое _ их сознательный выбор.

Двадцать с лишним лет назад Англия пыталась залечить «шрамы тэтчеризма», как это там называется, когда, по словам автора пьесы, «у власти находилось правительство, которое настойчиво двигало идею о том, что предприниматели _ это цвет нации, а социальные работники _ ее бесполезное дно». «Посмотрите, _ обращается Дэвид Хэа к зрительному залу в антракте спектакля, _ сейчас у нас точно такое же правительство». Публика смеется.

Нет, разумеется, в «Верхнем свете» нет никаких политических дебатов, ни консерваторы, ни либеральные демократы не помешают героям выяснять запутанные любовные отношения. Но каждый раз, вновь и вновь задавая друг другу самые разные, глубоко личные, касающиеся только их двоих вопросы, Кира и Том будут возвращаться к сути: как в принципе относиться к человеку? Что значит успех, какой ценой достигается личное счастье? Какова мера «разумного эгоизма» в успешной жизненной стратегии (краеугольный камень философии тэтчеризма) и в какой момент эгоизм перестает быть разумным, становясь опасным и смертоносным? Как относиться к слабым? Стоит ли жертвовать собой ради других? Социально-философское оказывается самым непосредственным образом связано с частным, интимным. Эгоцентризм и скрытая жестокость _ столь же характерные классовые черты, как и явная саморазрушительная виктимность. А ведь, кажется, Том и Кира весь вечер только остроумно шутили, говорили о любви и готовили спагетти.

Можно ли смотреть спектакль, не слишком заботясь о социальном и историческом контексте, интересуясь исключительно перипетиями любовного треугольника? Можно, наверное. Но это все равно что смотреть «Осенний марафон» или «Утиную охоту», не представляя себе, что такое советский застой.

Кэри Маллиган и Билл Найи превращают текст в блистательную комедию, полную нежности и потайной горечи. Своего героя актер наградил фирменной угловатой синкопированной пластикой, дергаными повадками старого рокера, головокружительными ритмическими сбоями и неожиданным лиризмом, способным удивить поклонников пирата Дэйви Джонса. Его Том умен, заботлив, эксцентричен, обаятелен, саркастичен, неотразим и невыносим одновременно. Сексистские шутки вроде: «Слушать женщину _ это уже почти умолять ее», _ завершают образ джентльмена, страдающего от тайных романтических ран. Если вы не любите консерваторов _ значит вы просто не умеете их готовить.

Найи _ актер с совершенным «таймингом», его чувство сценического времени само по себе способно быть источником комического: он может внезапно зависнуть с оценкой, держа в напряжении партнера и зал, так, что когда реакция наконец последует, зрители падают от хохота. А ведь Том вроде бы всего лишь аккуратно поинтересовался, точно ли Кира намерена натереть для спагетти именно этот кусочек несвежего сыра. Эмоциональный коллапс, в который впадает состоятельный ресторатор при виде дешевого несъедобного продукта, красноречиво свидетельствует о том, как джентльмен относится к высокоморальной идее своей трепетной подруги посвятить всю себя служению обществу.

«Друзья народа» обречены питаться огрызками _ для героя Найи этого достаточно, чтобы счесть жертвенный пафос Киры вздором, способом бегства от собственной жизни. Той особой свободы, которую дает осмысленное существование ради высшего блага (и которую так превосходно, с такой легкостью играет Кэри Маллиган), Тому узнать не суждено. Но если двадцать лет назад казалось, что автор играет в поддавки с персонажами, ставя прекраснодушные идеалы героини неизмеримо выше эгоистического стремления героя к личному счастью, то сегодня в «Верхнем свете» все далеко не так однозначно. Том и Кира расстаются, продолжая каждый свой путь по жизни, «что качнется вправо, качнувшись влево».
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook