Главная городская газета

Осенний художественный марафон

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

В Петербурге увековечили Пак Кённи

Пять лет назад в Сеуле открыли памятник Пушкину. Теперь в парке скульптур СПбГУ появился памятник корейской писательнице.  О культурных связях России и Южной Кореи – в нашем репортаже. Читать полностью

«Обратная сторона» Охты: фестиваль уличного искусства в Петербурге

В доме молодежи «Квадрат» открылся фестиваль уличного искусства. Обо всех деталях выставки – в нашем материале. Читать полностью

Главные лица моды Петербурга представят «Ассоциации» в Царском Селе

Ежегодный проект проводит своей десятый сезон в пригороде Петербурга. Кто станет его участником? Читать полностью

Запах «Счастья» в Летнем саду

Как связаны «Пирамида», «Коронный», «Прекрасное ожерелье» и картины из овощей - в нашем специальном материале. Читать полностью

Выставка буддийского искусства открылась в Петербурге

Вниманию посетителей готовы представить порядка ста уникальных произведений IX - XVIII веков. Читать полностью

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью
Осенний художественный марафон | ФОТО АВТОРА.<br>Зрителям на этой выставке предстоит нелегкая работа.

ФОТО АВТОРА.
Зрителям на этой выставке предстоит нелегкая работа.

«Осень-2014» — традиционная выставка петербургских художников открылась в Выставочном центре СХ на Большой Морской ул., 38. Статистика впечатляет: показано 1300 произведений 800 авторов, в том числе и тех, кто в союзе не состоит. У этого мегапроекта есть свои сторонники и оппоненты, свои слабые и сильные стороны.

Действительно, в век всеобщей коммерциализации для многих художников это редкая возможность выставиться. Для публики это повод прийти и посмотреть, что делают живописцы, графики, скульпторы, сценографы и представители других художественных цехов. Столпотворение на вернисаже, поздравления, объятия, фотографирование на память лучше любых слов говорили, что на Большой Морской — праздник.

Но сразу оговоримся: обычному зрителю не осилить многоярусную развеску картин и плотную расстановку скульптур и прикладных произведений во всех пяти выставочных залах. Надо иметь тренированный глаз и много терпения, не говоря о времени, чтобы познакомиться с выставкой.

Кто-то не выдержит такого марафона, покинет выставку усталым и сердитым. «Противоядием» для зрителя может послужить одна из двух стратегий. Первая — искать и находить знакомые имена. Это не всегда просто, нет ни каталога, ни хотя бы списка с именами авторов и указанием зала, где выставлены их произведения.

Второй путь — выбрать один вид искусства и с ним знакомиться подробно.

Назовем несколько произведений, которые привлекли наше внимание. В картине молодой художницы Тамары Камаевой «Пропавшие без вести» — лица русских солдат, которые погибли в двух мировых войнах, проглядывают из деревьев, растущих в болоте. Точно найден трагический образ павших, живущих в памяти. Замечательна серо-зеленая цветовая гамма картины, она заставляет всматриваться в полотно, одновременно печальное и светлое.

Графический лист Андрея Ветрогонского «Красный» — образное эссе про наши дни. Сигнал светофора остановил движение машин и пешеходов. Но наша жизнь настолько суетна, что их силуэты остаются размытыми, индивидуальности — полностью стертыми. Четко видно только здание с ядовитыми желто-красными стенами и зловещей контрастной границей тени, которую отбрасывает высокий сосед.

Филипп Казак назвал портрет Пушкина «Наше Все!». На первый взгляд, это шарж — темнокожий поэт в светло-сером цилиндре с оранжевой лентой, все цвета сбалансированы по законам современного дизайна. На самом деле художник иронизирует над штампами, над глянцем, которым в три слоя залакирован Пушкин.

Многие художники обратились к теме Первой мировой войны. Но портреты участников сражений и картины боев плохо смотрятся рядом с веселыми пейзажами и прочими легкими сюжетами. 100-летие Великой войны требовало отдельной выставки.

Это самое наглядное противоречие «Осени-2014», за которым важный вопрос: как сделать выставку праздником не только для художников, но и для всех зрителей, а не только для гурманов. Идеальный вариант: человек с улицы зашел в выставочный центр и увидел, чем дышат петербургские художники здесь и сейчас. Но не секрет, что многие известные авторы принципиально отказываются от участия в подобных проектах, не желая показывать свои работы в случайном сочетании с другими.

Есть предложения, которые представляются простыми и очевидными. Во-первых, от каждого автора надо принимать только по одному произведению. Этот принцип ставит всех в равные условия и никого не дискриминирует. Во-вторых, поскольку «Осень», как и традиционная весенняя выставка, это показ работ живых, действующих художников, то работы 20-летней давности на ней вряд ли уместны. Надо выставлять созданное за последние год-два, максимум три.

Если говорить о более серьезных идеях, то большая осенняя выставка видится как фестиваль искусств. Сделав показ немного длиннее («Осень-2014» работает три недели, 8 — 29 ноября), проводя его в две-три смены, допустим, сначала живописцы и прикладники, потом графики и скульпторы, можно показать работы всех и в то же время сделать проект воспринимаемым зрителем. В конечном итоге именно для него и существуют выставки.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook