Осенний художественный марафон
«Осень-2014» — традиционная выставка петербургских художников открылась в Выставочном центре СХ на Большой Морской ул., 38. Статистика впечатляет: показано 1300 произведений 800 авторов, в том числе и тех, кто в союзе не состоит. У этого мегапроекта есть свои сторонники и оппоненты, свои слабые и сильные стороны.

ФОТО АВТОРА.
Зрителям на этой выставке предстоит нелегкая работа.
Действительно, в век всеобщей коммерциализации для многих художников это редкая возможность выставиться. Для публики это повод прийти и посмотреть, что делают живописцы, графики, скульпторы, сценографы и представители других художественных цехов. Столпотворение на вернисаже, поздравления, объятия, фотографирование на память лучше любых слов говорили, что на Большой Морской — праздник.
Но сразу оговоримся: обычному зрителю не осилить многоярусную развеску картин и плотную расстановку скульптур и прикладных произведений во всех пяти выставочных залах. Надо иметь тренированный глаз и много терпения, не говоря о времени, чтобы познакомиться с выставкой.
Кто-то не выдержит такого марафона, покинет выставку усталым и сердитым. «Противоядием» для зрителя может послужить одна из двух стратегий. Первая — искать и находить знакомые имена. Это не всегда просто, нет ни каталога, ни хотя бы списка с именами авторов и указанием зала, где выставлены их произведения.
Второй путь — выбрать один вид искусства и с ним знакомиться подробно.
Назовем несколько произведений, которые привлекли наше внимание. В картине молодой художницы Тамары Камаевой «Пропавшие без вести» — лица русских солдат, которые погибли в двух мировых войнах, проглядывают из деревьев, растущих в болоте. Точно найден трагический образ павших, живущих в памяти. Замечательна серо-зеленая цветовая гамма картины, она заставляет всматриваться в полотно, одновременно печальное и светлое.
Графический лист Андрея Ветрогонского «Красный» — образное эссе про наши дни. Сигнал светофора остановил движение машин и пешеходов. Но наша жизнь настолько суетна, что их силуэты остаются размытыми, индивидуальности — полностью стертыми. Четко видно только здание с ядовитыми желто-красными стенами и зловещей контрастной границей тени, которую отбрасывает высокий сосед.
Филипп Казак назвал портрет Пушкина «Наше Все!». На первый взгляд, это шарж — темнокожий поэт в светло-сером цилиндре с оранжевой лентой, все цвета сбалансированы по законам современного дизайна. На самом деле художник иронизирует над штампами, над глянцем, которым в три слоя залакирован Пушкин.
Многие художники обратились к теме Первой мировой войны. Но портреты участников сражений и картины боев плохо смотрятся рядом с веселыми пейзажами и прочими легкими сюжетами. 100-летие Великой войны требовало отдельной выставки.
Это самое наглядное противоречие «Осени-2014», за которым важный вопрос: как сделать выставку праздником не только для художников, но и для всех зрителей, а не только для гурманов. Идеальный вариант: человек с улицы зашел в выставочный центр и увидел, чем дышат петербургские художники здесь и сейчас. Но не секрет, что многие известные авторы принципиально отказываются от участия в подобных проектах, не желая показывать свои работы в случайном сочетании с другими.
Есть предложения, которые представляются простыми и очевидными. Во-первых, от каждого автора надо принимать только по одному произведению. Этот принцип ставит всех в равные условия и никого не дискриминирует. Во-вторых, поскольку «Осень», как и традиционная весенняя выставка, это показ работ живых, действующих художников, то работы 20-летней давности на ней вряд ли уместны. Надо выставлять созданное за последние год-два, максимум три.
Если говорить о более серьезных идеях, то большая осенняя выставка видится как фестиваль искусств. Сделав показ немного длиннее («Осень-2014» работает три недели, 8 — 29 ноября), проводя его в две-три смены, допустим, сначала живописцы и прикладники, потом графики и скульпторы, можно показать работы всех и в то же время сделать проект воспринимаемым зрителем. В конечном итоге именно для него и существуют выставки.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 218 (5344) от 20.11.2014.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии