Осенний художественный марафон

«Осень-2014» — традиционная выставка петербургских художников открылась в Выставочном центре СХ на Большой Морской ул., 38. Статистика впечатляет: показано 1300 произведений 800 авторов, в том числе и тех, кто в союзе не состоит. У этого мегапроекта есть свои сторонники и оппоненты, свои слабые и сильные стороны.

Осенний художественный марафон | ФОТО АВТОРА.<br>Зрителям на этой выставке предстоит нелегкая работа.

ФОТО АВТОРА.
Зрителям на этой выставке предстоит нелегкая работа.

Действительно, в век всеобщей коммерциализации для многих художников это редкая возможность выставиться. Для публики это повод прийти и посмотреть, что делают живописцы, графики, скульпторы, сценографы и представители других художественных цехов. Столпотворение на вернисаже, поздравления, объятия, фотографирование на память лучше любых слов говорили, что на Большой Морской — праздник.

Но сразу оговоримся: обычному зрителю не осилить многоярусную развеску картин и плотную расстановку скульптур и прикладных произведений во всех пяти выставочных залах. Надо иметь тренированный глаз и много терпения, не говоря о времени, чтобы познакомиться с выставкой.

Кто-то не выдержит такого марафона, покинет выставку усталым и сердитым. «Противоядием» для зрителя может послужить одна из двух стратегий. Первая — искать и находить знакомые имена. Это не всегда просто, нет ни каталога, ни хотя бы списка с именами авторов и указанием зала, где выставлены их произведения.

Второй путь — выбрать один вид искусства и с ним знакомиться подробно.

Назовем несколько произведений, которые привлекли наше внимание. В картине молодой художницы Тамары Камаевой «Пропавшие без вести» — лица русских солдат, которые погибли в двух мировых войнах, проглядывают из деревьев, растущих в болоте. Точно найден трагический образ павших, живущих в памяти. Замечательна серо-зеленая цветовая гамма картины, она заставляет всматриваться в полотно, одновременно печальное и светлое.

Графический лист Андрея Ветрогонского «Красный» — образное эссе про наши дни. Сигнал светофора остановил движение машин и пешеходов. Но наша жизнь настолько суетна, что их силуэты остаются размытыми, индивидуальности — полностью стертыми. Четко видно только здание с ядовитыми желто-красными стенами и зловещей контрастной границей тени, которую отбрасывает высокий сосед.

Филипп Казак назвал портрет Пушкина «Наше Все!». На первый взгляд, это шарж — темнокожий поэт в светло-сером цилиндре с оранжевой лентой, все цвета сбалансированы по законам современного дизайна. На самом деле художник иронизирует над штампами, над глянцем, которым в три слоя залакирован Пушкин.

Многие художники обратились к теме Первой мировой войны. Но портреты участников сражений и картины боев плохо смотрятся рядом с веселыми пейзажами и прочими легкими сюжетами. 100-летие Великой войны требовало отдельной выставки.

Это самое наглядное противоречие «Осени-2014», за которым важный вопрос: как сделать выставку праздником не только для художников, но и для всех зрителей, а не только для гурманов. Идеальный вариант: человек с улицы зашел в выставочный центр и увидел, чем дышат петербургские художники здесь и сейчас. Но не секрет, что многие известные авторы принципиально отказываются от участия в подобных проектах, не желая показывать свои работы в случайном сочетании с другими.

Есть предложения, которые представляются простыми и очевидными. Во-первых, от каждого автора надо принимать только по одному произведению. Этот принцип ставит всех в равные условия и никого не дискриминирует. Во-вторых, поскольку «Осень», как и традиционная весенняя выставка, это показ работ живых, действующих художников, то работы 20-летней давности на ней вряд ли уместны. Надо выставлять созданное за последние год-два, максимум три.

Если говорить о более серьезных идеях, то большая осенняя выставка видится как фестиваль искусств. Сделав показ немного длиннее («Осень-2014» работает три недели, 8 — 29 ноября), проводя его в две-три смены, допустим, сначала живописцы и прикладники, потом графики и скульпторы, можно показать работы всех и в то же время сделать проект воспринимаемым зрителем. В конечном итоге именно для него и существуют выставки.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 218 (5344) от 20.11.2014.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...