Орел, несущий лошадь. Все, что нужно знать о новой выставке в KGallery
«Виктор Замирайло. К 150-летию со дня рождения» - большая выставка забытого русского символиста-романтика и книжного графика из музеев и частных собраний открылась в KGallery.
«Новичок». Иллюстрация к книге Проспера Мериме «Жакерия». РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
По воспоминаниям современников, для посторонних Замирайло был чудаком и маргиналом. Его не интересовало ничего, кроме творчества.
Наверное, эта «потусторонность» помогла ему, символисту, «мирискуснику», относительно спокойно пережить бури русской революции. Но после 1917 года Замирайло уже не мог рассчитывать на широкое признание. На выставке представлена серия эскизов декораций к опере А. Г. Рубинштейна «Демон», созданных художником в 1919 году для петроградского Народного дома. Постановка не была осуществлена.
Виктор Замирайло родился в Черкассах, получил художественное образование в знаменитой Киевской рисовальной школе Николая Мурашко. Вместе с другими учениками участвовал в реставрации фресок в Кирилловской церкви в Киеве, где познакомился с Михаилом Врубелем. Мемуаристы утверждают, что Врубель сам не мог отличить созданные Замирайло копии от своих работ и даже ставил автограф под этими произведениями. Одна из копий - «Ангел с кадилом и свечой» - представлена на выставке.
Другим увлечением Замирайло были французские художники второй половины XIX века, в частности Гюстав Доре.
В 1895 году Замирайло по приглашению Виктора Васнецова переехал в Москву. Его работы появляются на выставках в обеих столицах, с 1910 года он вошел в объединение «Мир искусства», принимал участие в выставках.
Но в истории русского искусства Замирайло остался мастером книжного дизайна, прошедшим путь от модерна до ар-деко. Он создал обложки к «Донжуанскому списку Пушкина» Петра Губера и «Возмездию» Александра Блока, иллюстрации к «Кармен» Проспера Мериме и «Маленькому оборвышу» Джеймса Гринвуда.
В 1920 году в Доме искусств на набережной реки Мойки благодаря усилиям Федора Нотгафта, сотрудника Эрмитажа и коллекционера, состоялась единственная персональная выставка Замирайло. В ее каталоге названо 286 произведений. Посмертная выставка 1939 года в ЛОСХе к вечеру памяти художника не в счет.
С 1925 года Замирайло работал профессором на кафедре плаката графического факультета Академии художеств. В те же годы в мастерской Бориса Кустодиева Замирайло познакомился с известной натурщицей тех лет Еленой Михайловой (Николаевой), ставшей для него моделью и близким другом. В 1929 году у художника случился инсульт, частичная потеря зрения положила конец творческим занятиям. Елена Григорьевна помогала Замирайло в это трудное время, а после его смерти занималась архивом, основная часть которого находится теперь в российских государственных музеях.
Но авторы выставки стремятся показать, что не книжная иллюстрация была делом жизни Замирайло. Наталья Козырева, заведующая отделом рисунка Русского музея, говорит, что Замирайло - это русский Гойя времени «Каприччос», соединяющий фантазии и конкретные детали. Достаточно взглянуть на изображение гигантского орла, несущего в одной когтистой лапе человека, а в другой - лошадь.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 208 (6317) от 08.11.2018 под заголовком «Орел, несущий лошадь».
Комментарии