Орел над Фермой
В завершение летнего сезона музей-заповедник «Гатчина» показал журналистам отреставрированную колонну Орла и дворцовую Ферму в парке «Сильвия».

ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Встречу назначили в день рождения Павла I. Дождь моросил без перерыва, но торжественный ритуал отменять не стали. В положенное время на Дворцовом плацу у памятника императору можно было наблюдать историческую реконструкцию развода караула «Гатчинской армии». Строевым шагом под барабанную дробь караул пересек плац, у статуи Павла по команде вскинул ружья, раздалось три оглушительных выстрела. Четвертый прозвучал с опозданием. Видимо, порох отсырел.
В тот же день в музее-заповеднике произошло событие, имеющее отношение к другому владельцу Гатчины – графу Григорию Орлову. После реставрации открылось одно из самых ранних сооружений Гатчинского парка, авторство которого приписывается Ринальди, – колонна Орла.
Памятник, установленный на искусственном холме не позднее 1783 года, за свою историю реставрировался не раз. В середине ХIХ века колонна из сибирского мрамора с цоколем из пудостского камня обветшала. Ее заменили новой из светло-серого мрамора с гранитным цоколем, а фигуру орла отремонтировали. В начале прошлого столетия состояние скульптуры ухудшилось – голова, шея, оба крыла и часть спины с хвостовым оперением были утрачены. По некоторым сведениям, птицу расстреливали революционные солдаты. В 1969 – 1973 годах скульптуру отреставрировали, убрали во дворец, на ее место установили копию в историческом материале – белом мраморе.
С тех пор колонна не реставрировалась, к тому же неоднократно становилась мишенью вандалов. К началу 2000-х ее состояние было признано аварийным, орел исчез. Нынешним летом впервые за сорок с лишним лет памятник отреставрировали. Когда директор ГМЗ «Гатчина» Василий Панкратов сдернул с колонны ткань, все увидели, что ее опять венчает орел – копия с воссозданной в 1960 – 1973 годах скульптуры.
В следующем году музей-заповедник будет отмечать 250-летие Гатчинского дворца. Основные реставрационные работы ведутся в дворцовых интерьерах. Но Панкратов повел гостей на другой объект, в самый дальний от дворца парк «Сильвия», где размещается Ферма.
Скотный двор здесь появился в конце XVIII века по европейской моде. Дворцовая Ферма выглядела как усадебный дом, на скотном дворе держали лошадей, коров, телят, буйволов. В конце XIX века Ферма перешла в ведение императорской охоты. Александр III и Николай II с домочадцами заезжали сюда пить чай, кофе и парное молоко.
Комплекс исторических зданий Фермы музей-заповедник получил в 1980-е годы, но его восстановление и освоение только начинается.
«Музеи-заповедники вправе развивать формы деятельности, которые исторически были на их территории. На Ферме разводили животных. Здесь и появляются животные. Гуси, утки, куры, козы уже обжились, скоро подъедут два страуса. Готов проект восстановления территории Фермы. Есть надежда, что уже в этом году к зиме начнется конкурс на первый этап работ по реставрации фундаментов, фасадов здания. Лет через пять Ферма будет отреставрирована полностью», – рассказывает Василий Панкратов.
На территории комплекса несколько зданий. В большой конюшне будут жить лошади. В каменном телятнике разместится кафе. В птичнике прекрасно чувствуют себя красивые, экзотических пород куры. Любопытные козы выходят под дождь поздороваться с посетителями. В одной из построек разместился музей предметов крестьянского быта, подаренных музею: медная посуда, кухонная утварь, телега.
В основном здании Фермы небольшая экспозиция посвящена императорской охоте: акварели, фотографии, чучела животных, рога... В витрине рукописные тетради с кулинарными рецептами дворцовой Фермы. Это дар музею от Марины Великановой – правнучки ловчего императорской охоты Владимира Дица. Среди рецептов варенье из лепестков роз, марципаны, печенье...
В выходной день, гуляя по парку «Сильвия», не забудьте заглянуть на Ферму.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 187 (5560) от 07.10.2015.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии