Оратория молит о мире

Премьера оратории «О любви и ненависти» Софии Губайдулиной состоялась в дрезденской Земперопер в исполнении четырех оперных солистов, двух смешанных хоров и оркестра Саксонской государственной капеллы под управлением молодого маэстро Омера Меира Веллбера.

Оратория молит о мире | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Имя Софии Губайдулиной для большинства россиян прочно связано с понятием «современная музыка». Она заявила о себе еще будучи студенткой Московской консерватории, войдя в знаменитую троицу молодых советских композиторов-авангардистов «Губайдулина, Шнитке, Денисов». К ним присоединяли и эстонца Арво Пярта. О степени высокой композиторской активности и широте взглядов Софии Асгатовны можно судить и по ее работе для кино (например, музыка к фильму Ролана Быкова «Чучело» и к великолепному мультсериалу «Маугли»).

София живет в Германии в маленькой деревушке, где, по ее словам, две улицы, никаких магазинов и чистое поле, которое дает ей силы для жизни и творчества. Композитор - резидент Дрезденской оперы в прошлом и нынешнем сезонах, София Асгатовна удостоилась к своему 85-летию ретроспективы работ из четырех концертов в исполнении лучших музыкантов современности. Fachwerk для баяна, ударных и струнного оркестра под управлением Дональда Ранниклса, где на баяне сыграет выдающийся норвежский баянист Гейр Драугсволл, солисты Саксонской государственной капеллы представят большой вечер камерной музыки, в котором прозвучат и Concordanza, и Silenzio, и «Рефлексии на тему B-A-C-H». Последним же концертом юбилейной серии продирижирует сам Кристиан Тилеманн, главный дирижер Саксонской государственной капеллы, известный своими яркими интерпретациями опер Вагнера.

Оратория «О любви и ненависти» была задумана два года назад. Написанная на тексты православного молитвослова, сборника молитв бенедиктинского монастыря, оратория, звучащая на четырех языках, включая русский, по сути является страстной молитвой о мире и избавлении от ненависти. Для Губайдулиной музыка всегда была больше музыки. Сама композитор рассказала о своей премьере так: «Сочинение написано для того, чтобы поставить вопрос о ненависти, который оказывается в важной кульминационной точке оратории. Вопрос этот неразрешим, это наш первородный грех».

В оратории квартет солистов ведет разговор с Богом. И вдруг после паузы певец задается вопросом: «Ненавижу? Я ненавижу?!» Оратория раскладывает такт за тактом энциклопедию многочисленных красок и фактур, выражающих это разрушающее чувство. Оркестр не жалел слушателя не только в кульминациях, но и во множестве разделов, разливая обжигающую ненависть, словно расплавленную сталь. Вместе с солистами - баритоном и тенором - музыканты доводят звуковое пространство до какого-то тотального разрушения, словно войной выжигая землю, напоминая и о крестовых походах, и о прочих войнах религиозных. Искуснейший мастер эффектной оркестровки, чуткая к редким тембровым смешениям София Губайдулина создала апокалиптические картины, ожидающие человечество в случае одного резкого движения.

Оркестр под управлением чуткого и психологически тонкого Омера Меира Веллбера, извлекающего из недр партитуры насыщенные, рельефные риторические фигуры, с фантастическим мастерством и немецкой дотошностью воплощал замысел композитора. В момент кульминации - жуткого крика-вопля баритона «Ненавижу!» на русском языке, из моих глаз хлынули слезы, словно на сеансе жесткой психотерапии.

Ярчайшим контрастом стала часть, в которой композитор не постеснялась пронзительных эротических нот - встреча сопрано с тенором, Женщины и Мужчины, словно сошедшим в райский сад, призывавшим любовь. Резко поменялась оркестровка, появились небесные звуки челесты, а вместе с ними и надежда, умирающая, как известно, последней.

В Москве и Казани уже прошли юбилейные концерты, в Петербурге - только намечаются. 26 ноября в Малом зале Филармонии состоится концерт с участием и. о. ректора Петербургской консерватории Алексея Васильева и баяниста Сергея Чиркова, где прозвучат Десять этюдов для виолончели соло, In croce для виолончели и баяна, De profundis для баяна соло, Фортепианный квинтет.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 208 (5825) от 08.11.2016.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.