Главная городская газета

Оратория молит о мире

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Главные лица моды Петербурга представят «Ассоциации» в Царском Селе

Ежегодный проект проводит своей десятый сезон в пригороде Петербурга. Кто станет его участником? Читать полностью

Запах «Счастья» в Летнем саду

Как связаны «Пирамида», «Коронный», «Прекрасное ожерелье» и картины из овощей - в нашем специальном материале. Читать полностью

Выставка буддийского искусства открылась в Петербурге

Вниманию посетителей готовы представить порядка ста уникальных произведений IX - XVIII веков. Читать полностью

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

В течение трех дней на сцене Мариинского театра сдавали экзамен выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Читать полностью
Оратория молит о мире | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Премьера оратории «О любви и ненависти» Софии Губайдулиной состоялась в дрезденской Земперопер в исполнении четырех оперных солистов, двух смешанных хоров и оркестра Саксонской государственной капеллы под управлением молодого маэстро Омера Меира Веллбера.

Имя Софии Губайдулиной для большинства россиян прочно связано с понятием «современная музыка». Она заявила о себе еще будучи студенткой Московской консерватории, войдя в знаменитую троицу молодых советских композиторов-авангардистов «Губайдулина, Шнитке, Денисов». К ним присоединяли и эстонца Арво Пярта. О степени высокой композиторской активности и широте взглядов Софии Асгатовны можно судить и по ее работе для кино (например, музыка к фильму Ролана Быкова «Чучело» и к великолепному мультсериалу «Маугли»).

София живет в Германии в маленькой деревушке, где, по ее словам, две улицы, никаких магазинов и чистое поле, которое дает ей силы для жизни и творчества. Композитор - резидент Дрезденской оперы в прошлом и нынешнем сезонах, София Асгатовна удостоилась к своему 85-летию ретроспективы работ из четырех концертов в исполнении лучших музыкантов современности. Fachwerk для баяна, ударных и струнного оркестра под управлением Дональда Ранниклса, где на баяне сыграет выдающийся норвежский баянист Гейр Драугсволл, солисты Саксонской государственной капеллы представят большой вечер камерной музыки, в котором прозвучат и Concordanza, и Silenzio, и «Рефлексии на тему B-A-C-H». Последним же концертом юбилейной серии продирижирует сам Кристиан Тилеманн, главный дирижер Саксонской государственной капеллы, известный своими яркими интерпретациями опер Вагнера.

Оратория «О любви и ненависти» была задумана два года назад. Написанная на тексты православного молитвослова, сборника молитв бенедиктинского монастыря, оратория, звучащая на четырех языках, включая русский, по сути является страстной молитвой о мире и избавлении от ненависти. Для Губайдулиной музыка всегда была больше музыки. Сама композитор рассказала о своей премьере так: «Сочинение написано для того, чтобы поставить вопрос о ненависти, который оказывается в важной кульминационной точке оратории. Вопрос этот неразрешим, это наш первородный грех».

В оратории квартет солистов ведет разговор с Богом. И вдруг после паузы певец задается вопросом: «Ненавижу? Я ненавижу?!» Оратория раскладывает такт за тактом энциклопедию многочисленных красок и фактур, выражающих это разрушающее чувство. Оркестр не жалел слушателя не только в кульминациях, но и во множестве разделов, разливая обжигающую ненависть, словно расплавленную сталь. Вместе с солистами - баритоном и тенором - музыканты доводят звуковое пространство до какого-то тотального разрушения, словно войной выжигая землю, напоминая и о крестовых походах, и о прочих войнах религиозных. Искуснейший мастер эффектной оркестровки, чуткая к редким тембровым смешениям София Губайдулина создала апокалиптические картины, ожидающие человечество в случае одного резкого движения.

Оркестр под управлением чуткого и психологически тонкого Омера Меира Веллбера, извлекающего из недр партитуры насыщенные, рельефные риторические фигуры, с фантастическим мастерством и немецкой дотошностью воплощал замысел композитора. В момент кульминации - жуткого крика-вопля баритона «Ненавижу!» на русском языке, из моих глаз хлынули слезы, словно на сеансе жесткой психотерапии.

Ярчайшим контрастом стала часть, в которой композитор не постеснялась пронзительных эротических нот - встреча сопрано с тенором, Женщины и Мужчины, словно сошедшим в райский сад, призывавшим любовь. Резко поменялась оркестровка, появились небесные звуки челесты, а вместе с ними и надежда, умирающая, как известно, последней.

В Москве и Казани уже прошли юбилейные концерты, в Петербурге - только намечаются. 26 ноября в Малом зале Филармонии состоится концерт с участием и. о. ректора Петербургской консерватории Алексея Васильева и баяниста Сергея Чиркова, где прозвучат Десять этюдов для виолончели соло, In croce для виолончели и баяна, De profundis для баяна соло, Фортепианный квинтет.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook