Оратория молит о мире
Премьера оратории «О любви и ненависти» Софии Губайдулиной состоялась в дрезденской Земперопер в исполнении четырех оперных солистов, двух смешанных хоров и оркестра Саксонской государственной капеллы под управлением молодого маэстро Омера Меира Веллбера.

ФОТО АВТОРА
Имя Софии Губайдулиной для большинства россиян прочно связано с понятием «современная музыка». Она заявила о себе еще будучи студенткой Московской консерватории, войдя в знаменитую троицу молодых советских композиторов-авангардистов «Губайдулина, Шнитке, Денисов». К ним присоединяли и эстонца Арво Пярта. О степени высокой композиторской активности и широте взглядов Софии Асгатовны можно судить и по ее работе для кино (например, музыка к фильму Ролана Быкова «Чучело» и к великолепному мультсериалу «Маугли»).
София живет в Германии в маленькой деревушке, где, по ее словам, две улицы, никаких магазинов и чистое поле, которое дает ей силы для жизни и творчества. Композитор - резидент Дрезденской оперы в прошлом и нынешнем сезонах, София Асгатовна удостоилась к своему 85-летию ретроспективы работ из четырех концертов в исполнении лучших музыкантов современности. Fachwerk для баяна, ударных и струнного оркестра под управлением Дональда Ранниклса, где на баяне сыграет выдающийся норвежский баянист Гейр Драугсволл, солисты Саксонской государственной капеллы представят большой вечер камерной музыки, в котором прозвучат и Concordanza, и Silenzio, и «Рефлексии на тему B-A-C-H». Последним же концертом юбилейной серии продирижирует сам Кристиан Тилеманн, главный дирижер Саксонской государственной капеллы, известный своими яркими интерпретациями опер Вагнера.
Оратория «О любви и ненависти» была задумана два года назад. Написанная на тексты православного молитвослова, сборника молитв бенедиктинского монастыря, оратория, звучащая на четырех языках, включая русский, по сути является страстной молитвой о мире и избавлении от ненависти. Для Губайдулиной музыка всегда была больше музыки. Сама композитор рассказала о своей премьере так: «Сочинение написано для того, чтобы поставить вопрос о ненависти, который оказывается в важной кульминационной точке оратории. Вопрос этот неразрешим, это наш первородный грех».
В оратории квартет солистов ведет разговор с Богом. И вдруг после паузы певец задается вопросом: «Ненавижу? Я ненавижу?!» Оратория раскладывает такт за тактом энциклопедию многочисленных красок и фактур, выражающих это разрушающее чувство. Оркестр не жалел слушателя не только в кульминациях, но и во множестве разделов, разливая обжигающую ненависть, словно расплавленную сталь. Вместе с солистами - баритоном и тенором - музыканты доводят звуковое пространство до какого-то тотального разрушения, словно войной выжигая землю, напоминая и о крестовых походах, и о прочих войнах религиозных. Искуснейший мастер эффектной оркестровки, чуткая к редким тембровым смешениям София Губайдулина создала апокалиптические картины, ожидающие человечество в случае одного резкого движения.
Оркестр под управлением чуткого и психологически тонкого Омера Меира Веллбера, извлекающего из недр партитуры насыщенные, рельефные риторические фигуры, с фантастическим мастерством и немецкой дотошностью воплощал замысел композитора. В момент кульминации - жуткого крика-вопля баритона «Ненавижу!» на русском языке, из моих глаз хлынули слезы, словно на сеансе жесткой психотерапии.
Ярчайшим контрастом стала часть, в которой композитор не постеснялась пронзительных эротических нот - встреча сопрано с тенором, Женщины и Мужчины, словно сошедшим в райский сад, призывавшим любовь. Резко поменялась оркестровка, появились небесные звуки челесты, а вместе с ними и надежда, умирающая, как известно, последней.
В Москве и Казани уже прошли юбилейные концерты, в Петербурге - только намечаются. 26 ноября в Малом зале Филармонии состоится концерт с участием и. о. ректора Петербургской консерватории Алексея Васильева и баяниста Сергея Чиркова, где прозвучат Десять этюдов для виолончели соло, In croce для виолончели и баяна, De profundis для баяна соло, Фортепианный квинтет.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 208 (5825) от 08.11.2016.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии