«Ораниенбаум» раскрыл журналистам свои секреты
Бывшие императорские резиденции в окрестностях Петербурга готовятся к наплыву посетителей. У «Ораниенбаума» в их ряду особое место.

Фото Александра Дроздова
В силу обстоятельств этот дворцово-парковый ансамбль XVIII века меньше других, даже петербуржцами, изучен и исхожен. Журналисты охотно откликнулись на предложение взглянуть на реставрационные объекты «Ораниенбаума», которые скоро станут доступны посетителям.
В назначенный день шел дождь, но впечатления он не испортил. Пейзаж завораживал. Перед Китайским дворцом в голом безлюдном парке над еще скованным льдом прудом стелился туман.
Место для дворца, которому в этом году исполнится 250 лет, Екатерина выбрала сама. Часто бывала здесь, привозила гостей, гордилась уникальными интерьерами, но постоянно не жила. Здание строилось «не на века», его разрушали грунтовые воды. Современники свидетельствовали, что в некоторых помещениях в период таяния снега вода стояла на полу.
Восстановительные работы в Китайском дворце проводились до революции и в советское время. Последнее серьезное вмешательство в сложный организм памятника началось в 2009 году, с тех пор былой блеск и запас прочности на многие годы обрели десять из семнадцати интерьеров.
Основной принцип реставрации Китайского дворца, как и других подлинных уникальных объектов «Ораниенбаума», - максимальная консервация, расчистка и укрепление всего, что дошло до наших дней. Изменился взгляд на ценность интерьеров. В советское время считалось важным сохранить их облик на XVIII столетие, наслоения XIX считались буржуазными, не отвечающими пониманию подлинной красоты. Современные реставраторы возвращают то, что было демонтировано, но, к счастью, не утрачено.
Близятся к завершению реставрационные работы в комнатах восточной анфилады Китайского дворца, принадлежавшей сыну и наследнику Екатерины - Павлу Петровичу. Это три небольших помещения - Штофная опочивальня, Будуар и Кабинет. Мебели там пока нет, без нее легче оценить мастерство реставраторов, возродивших отделку комнат - почти не читавшуюся роспись стен, плафоны, наборный паркет по рисункам Ринальди из редких пород дерева...
- Тот, кто бывал в Штофной опочивальне раньше, помнит, что она была обита штофом, воссозданным в советское время по образцу ткани XVIII века, - рассказывает хранитель Китайского дворца Татьяна Сясина. - Теперь сюда вернулись декоративные живописные панно, созданные в середине XIX столетия и демонтированные в 1950-е годы.
Будуар в этой части дворца появился в XIX веке, но его отделка гораздо старше. Это деревянные расписанные Серафино Бароцци панели «Орехового покоя» императрицы Екатерины.
Украшением Кабинета Павла станут отреставрированные мраморные и деревянные панно с китайскими сюжетами (стиль «шинуазри»).
Интересная деталь: на потолке в Штофной опочивальне не раз повторяется буква Е в вензеле. С нее начинались имена всех хозяек дворца. Им владели исключительно женщины.
Небольшой каменный дворец в Ораниенбауме Ринальди построил для Петра III. Последние два года он закрыт на реставрацию.
Этот дворец - один из немногих сохранившихся на территории нашей страны памятников стиля рококо. Он небольшой, обновленные интерьеры Картинного зала, Кабинета и Спальни размещаются на втором этаже.
Дворец хранит следы эпох. Архитектура и лепка - XVIII век. У живописи особая история. Шпалерная развеска Картинного зала была завершена, когда император был низвержен, ее демонтировали. Картины вернулись в свой зал после реставрации 1960-х годов. Правда, из коллекции первого владельца только три, остальные подбирали по аналогии. Сейчас после комплексной реставрации картины занимают свои места в плотной шпалерной развеске. В процессе работ раскрыт считавшийся утраченным живописный плафон Картинного зала.
В интерьеры Кабинета и Спальни вернулась живопись немецкого художника Ганса Шмидта, созданная специально для дворца в 1880-х годах в Веймаре. Более шести десятилетий она хранилась в запасниках музея.
Дворец Петра III в Ораниенбауме откроется для публики в последних числах мая.
Материал был опубликован в газете под № 073 (6182) от 24.04.2018 под заголовком «Тут были Петр и Павел».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 073 (6182) от 24.04.2018.
Материалы рубрики
С 15 марта в Ораниенбаум назначаются дополнительные электрички
Заброшенная усадьба. Есть ли будущее у «Санс-Эннуи»?
Скоморохи во фраках. Камерному ансамблю народных инструментов - 50 лет
Где Меншиков грехи отмаливал. Храм в Ораниенбауме восстановлен
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии