Главная городская газета

Опять борьба Империи с Республикой

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Выставка буддийского искусства открылась в Петербурге

Вниманию посетителей готовы представить порядка ста уникальных произведений IX - XVIII веков. Читать полностью

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

В течение трех дней на сцене Мариинского театра сдавали экзамен выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Читать полностью

«Петербург-2103» как мост в будущее

На выставке, открывшейся в ЦВЗ «Манеж», представленные проекты отвечали на один вопрос: куда движутся архитектура и градостроительная практика Петербурга?

Читать полностью

Дары географов: внутри коллекции РГО в Петербурге

Древние рукописи и русский лубок, одна из первых карт Петербурга, монгольские скульптуры и японские дагерротипы - все это можно увидеть в музее петербургского отделения Русского географического общества. Читать полностью
Опять борьба Империи с Республикой | ФОТО Fer-Gregory/shutterstock.com

ФОТО Fer-Gregory/shutterstock.com

Тридцать лет спустя в далекой галактике вновь вспыхивает война. И опять космические корабли под оперную музыку бороздят просторы, и снова схватываются друг с другом злодеи-ситхи и гуманисты-джедаи. Потому что сила пробудилась.

Почти столько же – тридцать два года – прошло и по нашему земному счету с тех пор, как Джордж Лукас выпустил «Возвращение джедая» – завершающую часть своих неимоверно популярных «Звездных войн». Это был, пожалуй, пик лукасовского успеха. Дальше была в основном коммерция вокруг одной из самых популярных франшиз в мире.

А в 2012 году создатель «Звездных войн» и вовсе отрекся от престола, продав все права компании «Дисней». Его за это много критиковали: мол, теперь-то точно у имперских штурмовиков вырастут на шлемах уши Микки-Мауса.

Беспокоились и о выборе режиссера: снимать новую, седьмую, часть взялся режиссер Джей Джей Абрамс, известный своим остроумным, но крайне запутанным сериалом «Остаться в живых» и довольно слабыми экранизациями еще одной культовой космооперы: сериала «Стартрек». Казалось, что постоянно суетящийся и помешанный на красивой картинке Абрамс фильм не вытянет. Однако то ли спас опытный сценарист Лоренс Касдан, работавший еще над старой лукасовской трилогией, то ли Абрамс наконец творчески вырос, то ли помогла та самая джедайская магия...

И вот теперь на экраны выходит «Пробуждение силы». Дождались.

Абрамс, конечно, взвалил на себя задачу неимоверную: нужно было и отдать дань уважения прежним фильмам (недаром на съемочной площадке он собрал всю актерскую гвардию, сыгравшую тридцать лет назад в трилогии Лукаса), и все-таки сообщить нечто свежее. И то и другое ему вполне удалось.

Здесь, конечно, море ностальгии: постоянные визуальные цитаты, намеки, кивки. Да и весь сюжет, в общем, повторяет историю, рассказанную тридцать лет назад: жил себе человек на захудалой пустынной планете, никого не трогал, смотрел на небо, мечтал о настоящей жизни – и домечтался. С неба ему на голову свалились вольные повстанцы, имперцы в мундирах со своим тайным вундерваффе, которое обязательно надо взорвать; космические куклуксклановцы-ситхи и мирные до занудства буддисты-джедаи... В придачу инопланетяне, роботы, космические путешествия, мистические откровения силы – и тайны родственных отношений всех со всеми.

Но сюжет тут явно вторичен. Главное – те самые актеры. Когда Хан Соло (Харрисон Форд), впервые появляясь в кадре, произносит «Мы дома», – слезы наворачиваются на глаза даже у самых отпетых ситхов. Ведь морщины на когда-то молодом лукавом лице – настоящие, и расставание было – на тридцать лет – тоже по-настоящему.

Возврат пожилых актеров к ролям своей молодости – трогательный момент, даже несколько насильственно трогательный. Но Абрамс весь фильм строит на этом диалоге с прошлым: время минуло не только в далекой-далекой галактике, но и у нас. Мир поменялся. И как будто бы не в лучшую сторону. Хеппи-энда не случилось, начались новая жизнь и новые проблемы.

И решать их, в общем, молодым. В «Звездных войнах» эти главные юные герои, как всегда, посреди всех чудес – абсолютно нефантастичные. Не из космоса, а из какой-нибудь Оклахомы.

Вместо прежнего Люка Скайуокера здесь чем-то похожая на него Рей (Дэйзи Ридли), одновременно мечтательная и волевая – настоящая героиня новой волны женской эмансипации.

Абрамс обратил особое внимание и на злодеев. В старых фильмах они в основном – безликие фигуры, статисты для схваток. Теперь вдруг один из них снимает шлем и оказывается, что это вполне симпатичный парень Финн (Джон Бойега), который вдруг понял, что ни в кого стрелять ему не хочется. Неожиданный пацифизм для космического боевика.

А главный злодей Кайло Рен (Адам Драйвер), вроде бы убийца и воплощение зла, – под маской и вовсе запутавшийся несчастный мальчишка, который пытается что-то доказать то ли себе, то ли родителям... И немедленно вспоминаются такие же трагические истории, только из настоящей жизни – про молодых людей, которые вот так же отправляются «доказывать» с оружием в руках. Такое вот инфантильное, но вполне настоящее зло – и что ты с ним будешь делать?

У Абрамса получились настоящие «Звездные войны»: новая глава современной мифологии. Они пересказывают ту же старую сказку так, как ее нужно рассказать сегодня. Отсюда и рождается давно забытое, но совершенно аутентичное ощущение искренности и свежести: такое же, какое получалось у Лукаса тридцать лет назад.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook