Опять борьба Империи с Республикой

Тридцать лет спустя в далекой галактике вновь вспыхивает война. И опять космические корабли под оперную музыку бороздят просторы, и снова схватываются друг с другом злодеи-ситхи и гуманисты-джедаи. Потому что сила пробудилась.

Опять борьба Империи с Республикой | ФОТО Fer-Gregory/shutterstock.com

ФОТО Fer-Gregory/shutterstock.com

Почти столько же – тридцать два года – прошло и по нашему земному счету с тех пор, как Джордж Лукас выпустил «Возвращение джедая» – завершающую часть своих неимоверно популярных «Звездных войн». Это был, пожалуй, пик лукасовского успеха. Дальше была в основном коммерция вокруг одной из самых популярных франшиз в мире.

А в 2012 году создатель «Звездных войн» и вовсе отрекся от престола, продав все права компании «Дисней». Его за это много критиковали: мол, теперь-то точно у имперских штурмовиков вырастут на шлемах уши Микки-Мауса.

Беспокоились и о выборе режиссера: снимать новую, седьмую, часть взялся режиссер Джей Джей Абрамс, известный своим остроумным, но крайне запутанным сериалом «Остаться в живых» и довольно слабыми экранизациями еще одной культовой космооперы: сериала «Стартрек». Казалось, что постоянно суетящийся и помешанный на красивой картинке Абрамс фильм не вытянет. Однако то ли спас опытный сценарист Лоренс Касдан, работавший еще над старой лукасовской трилогией, то ли Абрамс наконец творчески вырос, то ли помогла та самая джедайская магия...

И вот теперь на экраны выходит «Пробуждение силы». Дождались.

Абрамс, конечно, взвалил на себя задачу неимоверную: нужно было и отдать дань уважения прежним фильмам (недаром на съемочной площадке он собрал всю актерскую гвардию, сыгравшую тридцать лет назад в трилогии Лукаса), и все-таки сообщить нечто свежее. И то и другое ему вполне удалось.

Здесь, конечно, море ностальгии: постоянные визуальные цитаты, намеки, кивки. Да и весь сюжет, в общем, повторяет историю, рассказанную тридцать лет назад: жил себе человек на захудалой пустынной планете, никого не трогал, смотрел на небо, мечтал о настоящей жизни – и домечтался. С неба ему на голову свалились вольные повстанцы, имперцы в мундирах со своим тайным вундерваффе, которое обязательно надо взорвать; космические куклуксклановцы-ситхи и мирные до занудства буддисты-джедаи... В придачу инопланетяне, роботы, космические путешествия, мистические откровения силы – и тайны родственных отношений всех со всеми.

Но сюжет тут явно вторичен. Главное – те самые актеры. Когда Хан Соло (Харрисон Форд), впервые появляясь в кадре, произносит «Мы дома», – слезы наворачиваются на глаза даже у самых отпетых ситхов. Ведь морщины на когда-то молодом лукавом лице – настоящие, и расставание было – на тридцать лет – тоже по-настоящему.

Возврат пожилых актеров к ролям своей молодости – трогательный момент, даже несколько насильственно трогательный. Но Абрамс весь фильм строит на этом диалоге с прошлым: время минуло не только в далекой-далекой галактике, но и у нас. Мир поменялся. И как будто бы не в лучшую сторону. Хеппи-энда не случилось, начались новая жизнь и новые проблемы.

И решать их, в общем, молодым. В «Звездных войнах» эти главные юные герои, как всегда, посреди всех чудес – абсолютно нефантастичные. Не из космоса, а из какой-нибудь Оклахомы.

Вместо прежнего Люка Скайуокера здесь чем-то похожая на него Рей (Дэйзи Ридли), одновременно мечтательная и волевая – настоящая героиня новой волны женской эмансипации.

Абрамс обратил особое внимание и на злодеев. В старых фильмах они в основном – безликие фигуры, статисты для схваток. Теперь вдруг один из них снимает шлем и оказывается, что это вполне симпатичный парень Финн (Джон Бойега), который вдруг понял, что ни в кого стрелять ему не хочется. Неожиданный пацифизм для космического боевика.

А главный злодей Кайло Рен (Адам Драйвер), вроде бы убийца и воплощение зла, – под маской и вовсе запутавшийся несчастный мальчишка, который пытается что-то доказать то ли себе, то ли родителям... И немедленно вспоминаются такие же трагические истории, только из настоящей жизни – про молодых людей, которые вот так же отправляются «доказывать» с оружием в руках. Такое вот инфантильное, но вполне настоящее зло – и что ты с ним будешь делать?

У Абрамса получились настоящие «Звездные войны»: новая глава современной мифологии. Они пересказывают ту же старую сказку так, как ее нужно рассказать сегодня. Отсюда и рождается давно забытое, но совершенно аутентичное ощущение искренности и свежести: такое же, какое получалось у Лукаса тридцать лет назад.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 242 (5613) от 24.12.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.