Опять борьба Империи с Республикой

Тридцать лет спустя в далекой галактике вновь вспыхивает война. И опять космические корабли под оперную музыку бороздят просторы, и снова схватываются друг с другом злодеи-ситхи и гуманисты-джедаи. Потому что сила пробудилась.

Опять борьба Империи с Республикой | ФОТО Fer-Gregory/shutterstock.com

ФОТО Fer-Gregory/shutterstock.com

Почти столько же – тридцать два года – прошло и по нашему земному счету с тех пор, как Джордж Лукас выпустил «Возвращение джедая» – завершающую часть своих неимоверно популярных «Звездных войн». Это был, пожалуй, пик лукасовского успеха. Дальше была в основном коммерция вокруг одной из самых популярных франшиз в мире.

А в 2012 году создатель «Звездных войн» и вовсе отрекся от престола, продав все права компании «Дисней». Его за это много критиковали: мол, теперь-то точно у имперских штурмовиков вырастут на шлемах уши Микки-Мауса.

Беспокоились и о выборе режиссера: снимать новую, седьмую, часть взялся режиссер Джей Джей Абрамс, известный своим остроумным, но крайне запутанным сериалом «Остаться в живых» и довольно слабыми экранизациями еще одной культовой космооперы: сериала «Стартрек». Казалось, что постоянно суетящийся и помешанный на красивой картинке Абрамс фильм не вытянет. Однако то ли спас опытный сценарист Лоренс Касдан, работавший еще над старой лукасовской трилогией, то ли Абрамс наконец творчески вырос, то ли помогла та самая джедайская магия...

И вот теперь на экраны выходит «Пробуждение силы». Дождались.

Абрамс, конечно, взвалил на себя задачу неимоверную: нужно было и отдать дань уважения прежним фильмам (недаром на съемочной площадке он собрал всю актерскую гвардию, сыгравшую тридцать лет назад в трилогии Лукаса), и все-таки сообщить нечто свежее. И то и другое ему вполне удалось.

Здесь, конечно, море ностальгии: постоянные визуальные цитаты, намеки, кивки. Да и весь сюжет, в общем, повторяет историю, рассказанную тридцать лет назад: жил себе человек на захудалой пустынной планете, никого не трогал, смотрел на небо, мечтал о настоящей жизни – и домечтался. С неба ему на голову свалились вольные повстанцы, имперцы в мундирах со своим тайным вундерваффе, которое обязательно надо взорвать; космические куклуксклановцы-ситхи и мирные до занудства буддисты-джедаи... В придачу инопланетяне, роботы, космические путешествия, мистические откровения силы – и тайны родственных отношений всех со всеми.

Но сюжет тут явно вторичен. Главное – те самые актеры. Когда Хан Соло (Харрисон Форд), впервые появляясь в кадре, произносит «Мы дома», – слезы наворачиваются на глаза даже у самых отпетых ситхов. Ведь морщины на когда-то молодом лукавом лице – настоящие, и расставание было – на тридцать лет – тоже по-настоящему.

Возврат пожилых актеров к ролям своей молодости – трогательный момент, даже несколько насильственно трогательный. Но Абрамс весь фильм строит на этом диалоге с прошлым: время минуло не только в далекой-далекой галактике, но и у нас. Мир поменялся. И как будто бы не в лучшую сторону. Хеппи-энда не случилось, начались новая жизнь и новые проблемы.

И решать их, в общем, молодым. В «Звездных войнах» эти главные юные герои, как всегда, посреди всех чудес – абсолютно нефантастичные. Не из космоса, а из какой-нибудь Оклахомы.

Вместо прежнего Люка Скайуокера здесь чем-то похожая на него Рей (Дэйзи Ридли), одновременно мечтательная и волевая – настоящая героиня новой волны женской эмансипации.

Абрамс обратил особое внимание и на злодеев. В старых фильмах они в основном – безликие фигуры, статисты для схваток. Теперь вдруг один из них снимает шлем и оказывается, что это вполне симпатичный парень Финн (Джон Бойега), который вдруг понял, что ни в кого стрелять ему не хочется. Неожиданный пацифизм для космического боевика.

А главный злодей Кайло Рен (Адам Драйвер), вроде бы убийца и воплощение зла, – под маской и вовсе запутавшийся несчастный мальчишка, который пытается что-то доказать то ли себе, то ли родителям... И немедленно вспоминаются такие же трагические истории, только из настоящей жизни – про молодых людей, которые вот так же отправляются «доказывать» с оружием в руках. Такое вот инфантильное, но вполне настоящее зло – и что ты с ним будешь делать?

У Абрамса получились настоящие «Звездные войны»: новая глава современной мифологии. Они пересказывают ту же старую сказку так, как ее нужно рассказать сегодня. Отсюда и рождается давно забытое, но совершенно аутентичное ощущение искренности и свежести: такое же, какое получалось у Лукаса тридцать лет назад.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 242 (5613) от 24.12.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...