2Vtzqv4Hz9U

Опять пейзажем говорит Нева. Чем интересна выставка ленинградских художников 1920 – 1930‑х годов?

В галерее «Петербург» работает выставка «На берегах Невы. Возвращение» (18+), на которой представлены 50 картин и рисунков, в основном ленинградских художников 1920 – 1930‑х годов, из собрания москвича Юрия Носова.

Опять пейзажем говорит Нева. Чем интересна выставка ленинградских художников 1920 – 1930‑х годов? | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Как рассказал коллекционер «Санкт-Петербургским ведомос­тям», его путь собирания искусства начался более полувека назад, когда в общей компании он познакомился с Георгием Костаки, коллекционером русского авангарда, и получил приглашение посмотреть его знаменитое собрание в московской квартире. «В музеях тогда не показывали даже художников объединений «Мир искусства» и «Бубновый валет», а тут я увидел картины Малевича, Кандинского, Шагала, Филонова… Впечатление было потрясающее, но я четко понимал, что повторить подобный подвиг не смогу», — вспоминает Носов.

Он продолжал собирать «джентльменский набор» столичного коллекционера. От работ представителей объединения «Союз русских художников» (Юон, Архипов, Грабарь, Рылов) до нонконформис­тов 1960‑х годов. Но осталась мечта открыть что‑то неизвестное или забытое. Поворотным пунктом в его собирательстве стал случайно увиденный в конце 1980‑х годов старый номер журнала «Искусство», где были опубликованы репродукции картин ленинградского художника Владимира Гринберга (1896 – 1942). «Уже считая себя опытным коллекционером, я даже не слышал этого имени», — признается Носов. И тогда через знакомых коллекционеров он познакомился с Юрием Русаковым, эрмитажным искусствоведом, сыном Александра Русакова, одного из создателей и активных участников ленинградского объединения «Круг художников».

Юрий Русаков познакомил Носова с наследниками художников Гринберга, Ведерникова, Пахомова и других. «В 1990‑е годы ездил в Петербург раз в два-три месяца, каждый раз привозил по пять-шесть картин», — говорит Носов. В 2001 году его собирательские труды получили признание: в ГМИИ им. А. С. Пушкина состоялась выставка «На берегах Невы» из собрания Носова и еще двух московских коллекционеров. С того времени начался бум на ленинградскую школу живописи 1920 – 1930‑х годов, вышли капитальные исследования, открылись галереи, посвященные этому искусству, появились молодые коллекционеры. В 2007 году несколько картин из собрания Носова была показаны в Русском музее на большой ретроспективной выставке «Общество «Круг художников».

Теперь — новое возвращение на берега Невы с показом картин Гринберга «Нева. Ростральные колонны» и «Мясная лавка», Николая Тырсы — «Красный домик», Алексея Пахомова — «Девочка, собирающая цветы» и «Композиция с утюгом». Рядом с картинами известных художников Владимира Лебедева и Вячеслава Пакулина, изображающими натурщиц, зрители увидят произведения в этом жанре Надежды Лермонтовой и Татьяны Купервассер. Для многих станут открытием автопорт­реты Марии Казанской, ученицы Веры Ермолаевой, и Александра Осьмеркина.

Выставка открыта по 15 января 2025 года.

Читайте также:

В библиотеке им. Д. С. Лихачева открылась выставка «Поэзия садов: Царскосельский альбом»

Открылась выставка Максима Трубачева «Мир пленэра: заповедники и архитектура Ленинградской области»


#выставка #картины #художники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 189 (7765) от 08.10.2024 под заголовком «Опять пейзажем говорит Нева».


Комментарии