Оперный десант из Мариинки

Ны­неш­ней осе­нью в Тих­ви­не, на ро­ди­не ком­по­зи­то­ра Ни­ко­лая Анд­ре­е­ви­ча Римс­ко­го-Кор­са­ко­ва, про­хо­дит пер­вый Меж­ду­на­род­ный опер­ный фес­ти­валь, ко­то­рый но­сит имя ком­по­зи­то­ра и при­уро­чен к 170-ле­тию со дня его рож­де­ния. Ор­га­ни­за­то­ра­ми фес­ти­ва­ля вы­сту­пи­ли Ми­нис­тер­ст­во куль­ту­ры Рос­сии, пра­ви­тель­ст­во Ле­нинград­ской об­лас­ти и ад­ми­ни­стра­ция Тих­вин­ско­го райо­на. В Тих­ви­не на­де­ют­ся, что это со­бы­тие по­зво­лит го­ро­ду ут­вер­дить­ся в ста­ту­се куль­тур­ной сто­ли­цы ре­гио­на. Об этом уни­каль­ном на­чи­на­нии обо­зре­ва­те­лю на­шей га­зе­ты рас­ска­за­ла ху­до­же­ст­вен­ный ру­ко­во­ди­тель фес­ти­ва­ля, на­род­ная ар­тист­ка Рос­сии, ху­до­же­ст­вен­ный ру­ко­во­ди­тель Ака­де­мии мо­ло­дых опер­ных пев­цов Ма­ри­ин­ско­го те­ат­ра Ла­ри­са ГЕР­ГИЕ­ВА.

Оперный десант из Мариинки | ФОТО предоставлено пресс-службой Мариинского театра

ФОТО предоставлено пресс-службой Мариинского театра

Ла­ри­са Аби­са­лов­на, рас­ска­жи­те, по­жа­луйс­та, о предысто­рии это­го опер­но­го фес­ти­ва­ля...

— Римс­кий-Кор­са­ков — мой лю­би­мый ком­по­зи­тор, и так сло­жи­лось в моей жиз­ни, что мне по­счаст­ли­ви­лось очень тес­но со­при­кос­нуть­ся с очень мно­ги­ми стра­ни­ца­ми его опер­но­го твор­че­ст­ва. До­ве­лось уча­ст­во­вать в по­ста­нов­ках мно­гих его опер, при­чем не толь­ко у нас в Ма­ри­ин­ском те­ат­ре, но и за ру­бе­жом...

Ве­ли­кий ком­по­зи­тор, фан­тас­ти­чес­кая опер­ная му­зы­ка, даю­щая со­вер­шен­но не­ве­ро­ят­ные воз­мож­нос­ти для во­ка­лис­тов. На­до под­черк­нуть, что осо­бое мес­то в его опер­ном твор­че­ст­ве от­да­но го­ло­су ли­ри­чес­кое со­пра­но, ко­то­рое вы­пи­са­но с та­кой лю­бо­вью, с та­ким изу­ми­тель­ным мас­тер­ст­вом...

Много лет на­зад ро­ди­лась идея про­во­дить в Пе­тер­бур­ге меж­ду­на­род­ный кон­курс име­ни Римс­ко­го-Кор­са­ко­ва. Он про­шел во­семь раз в Ма­ри­ин­ском те­ат­ре. Очень много та­лан­тли­вых пев­цов ста­ли лау­ре­а­та­ми это­го кон­кур­са — до­ста­точ­но на­звать та­кие име­на, как Ан­на Не­треб­ко, Ири­на Джи­о­ева, Оль­га Три­фо­но­ва, Да­ни­ил Што­да, Ва­си­лий Ге­рел­ло, Хиб­ла Герз­ма­ва... Мно­гие из них имен­но на этом кон­кур­се по­лу­чи­ли опер­ную пу­тев­ку в жизнь. На кон­кур­се всег­да бы­ло име­ни­тое жю­ри. Пос­лед­ние ра­зы его воз­глав­лял зна­ме­ни­тый пе­вец Вла­ди­мир Ат­лан­тов.

Кон­курс про­во­дил­ся раз в два-три го­да, од­на­ко пос­лед­ние лет пять его не бы­ло из-за фи­нан­со­вых труд­нос­тей. И вот на­ко­нец в этом го­ду предо­ста­ви­лась та­кая воз­мож­ность — про­вес­ти сно­ва этот кон­курс, но уже в но­вом фор­ма­те. У ме­ня дав­но бы­ла меч­та про­вес­ти этот кон­курс на ро­ди­не ком­по­зи­то­ра. При­чем не толь­ко кон­курс, но и фес­ти­валь ис­кусств.

Фес­ти­валь уни­каль­ный по дли­тель­нос­ти: он на­чал­ся в ок­тяб­ре, а за­вер­шит­ся толь­ко в де­каб­ре...

— Да, и все это вре­мя у жи­те­лей Тих­ви­на есть ред­чай­шая воз­мож­ность при­кос­нуть­ся к му­зы­ке Рим­с­ко­го-Кор­са­ко­ва, на­слаж­дать­ся ею, уви­деть и ус­лы­шать звезд Ма­ри­ин­ско­го те­ат­ра.

Глав­ной пло­щад­кой фес­ти­ва­ля стал за­ме­ча­тель­ный Дом куль­ту­ры в Тих­ви­не — с ве­ли­ко­леп­ной сце­­ной с хо­ро­ши­ми акус­ти­чес­ки­ми воз­мож­нос­тя­ми, на ко­то­рой мож­но про­во­дить очень ин­те­рес­ные вы­ступ­ле­ния. Мне при­хо­дит­ся много ез­дить по стра­не, и я мо­гу точ­но ска­зать: не в каж­дом круп­ном го­ро­де, не го­во­ря уже о ма­лых, есть Дом куль­ту­ры в та­ком иде­аль­ном со­сто­я­нии, как в Тих­ви­не.

У жи­те­лей Тих­ви­на очень ве­лик ин­те­рес к твор­че­ст­ву Римс­ко­го-Кор­са­ко­ва, и их мож­но по­нять: это са­мый их зна­ме­ни­тый зем­ляк. На га­ла-кон­цер­те зал До­ма куль­ту­ры был пере­пол­нен. На кон­церт при­ез­жа­ли да­же из Пи­ка­ле­ва и Бок­си­тогор­ска.

При­ем, ко­то­рый ока­за­ли на сце­не в Тих­ви­не ар­тис­там Ма­ри­ин­ско­го те­ат­ра, был по­тря­са­ю­щим. Прак­ти­чес­ки каж­дый ар­тист по не­сколь­ку раз вы­хо­дил на по­клон пуб­ли­ке.

В тот же день, ког­да на сце­не тих­вин­ско­го ДК про­шел га­ла-кон­церт, мы да­ли ка­мер­ный кон­церт в зда­нии Пол­ко­вой церкви. Это не­боль­шое по­ме­ще­ние, но как раз очень под­хо­дя­щее для ка­мер­но­го му­зи­ци­ро­ва­ния. Зву­ча­ли ро­ман­сы Римс­ко­го-Кор­са­ко­ва. И на­столь­ко это бы­ло по­тря­са­ю­щим, на­столь­ко бы­ла уди­ви­тель­ная аура, что да­же по­ка­за­лось, что там при­сут­ст­во­вал дух само­го ком­по­зи­то­ра!..

В кон­це но­яб­ря бу­дет кон­церт в Пол­ко­вой церкви. Там про­зву­чат ро­ман­сы Римс­ко­го-Кор­са­ко­ва и участ­ни­ков «Мо­гу­чей куч­ки». Ве­че­ром в До­ме куль­ту­ры со­сто­ит­ся кон­церт ка­мер­но­го хо­ра Ма­ри­ин­ско­го те­ат­ра. Про­зву­чат и му­зы­ка Римс­ко­го-Кор­са­ко­ва, и ду­хов­ная му­зы­ка в про­из­ве­де­ни­ях русс­ких ком­по­зи­то­ров.

В рам­ках это­го «ма­ри­ин­ско­го де­сан­та» в До­ме куль­ту­ры прой­дут мас­тер-клас­сы для уче­ни­ков мест­ной детс­кой ба­лет­ной сту­дии, для юных пи­а­нис­тов, во­ка­лис­тов, за­ни­ма­ю­щих­ся ака­де­ми­чес­ким во­ка­лом, и скри­па­чей. По­доб­ная ак­ция осу­ще­ст­вля­ет­ся в Тих­ви­не впервые.

Де­кабрь­ская ак­ция вклю­ча­ет вы­ступ­ле­ние сим­фо­ни­чес­ко­го ор­ке­ст­ра Ма­ри­ин­ско­го те­ат­ра и ка­мер­ный кон­церт в Пол­ко­вой церкви на те­му «За­бы­тые ро­ман­сы Римс­ко­го-Кор­са­ко­ва». Это очень нуж­но, по­то­му что, к со­жа­ле­нию, часть ка­мер­но­го твор­че­ст­ва это­го ве­ли­ко­го ком­по­зи­то­ра за­бы­та и прак­ти­чес­ки не зву­чит...

Очень ско­ро на­чнет­ся от­бор мо­ло­дых во­ка­лис­тов, ко­то­рые при­мут учас­тие в де­вя­том меж­ду­на­род­ном кон­кур­се, ко­то­рый впервые прой­дет в Тих­ви­не. От­бо­роч­ный тур прой­дет в де­каб­ре в Пе­тер­бур­ге, а фи­нал кон­кур­са со­сто­ит­ся в ян­ва­ре бу­ду­ще­го го­да в Тих­ви­не.

Бу­дет ли про­до­лже­ние у это­го фес­ти­ва­ля?

— Ко­неч­но, у ме­ня есть ог­ром­ное же­ла­ние, что­бы этот фес­ти­валь был еже­год­ным и тра­ди­ци­он­ным. Это во­об­ще за­ме­ча­тель­но, ког­да на ро­ди­не ком­по­зи­то­ра, поэ­та, пи­са­те­ля про­ис­хо­дит круп­ное со­бы­тие, свя­зан­ное с его име­нем. Это очень нуж­но. И это в боль­шей сте­пе­ни нуж­но как раз не толь­ко боль­шим го­ро­дам, а ма­лым, где свя­то чтут па­мять о сво­их ве­ли­ких уро­жен­цах. Вы бы ви­де­ли, с ка­кой лю­бо­вью го­во­рят о Римс­ком-Кор­са­ко­ве лю­ди, да­же не имею­щие от­но­ше­ния к ис­кус­ст­ву!

В на­ше вре­мя, ког­да мы ощу­ща­ем за­си­лье поп-куль­ту­ры, осо­бен­но вос­тре­бо­ва­но ака­де­ми­чес­кое ис­кус­ст­во. Его на­до про­па­ган­ди­ро­вать с боль­шей лю­бо­вью, боль­ше де­лать, что­бы оно зву­ча­ло ши­ре...

Уже после про­ве­де­ния пер­вой час­ти фес­ти­ва­ля мы по­лу­чи­ли из Тих­ви­на очень много от­зы­вов о том, на­сколь­ко это важ­но и нуж­но. Так что опер­ный фес­ти­валь в Тих­ви­не — важ­ное де­ло, ко­то­рое обя­за­тель­но нуж­но про­до­лжать. И это по­ни­ма­ние есть у влас­тей и Ле­нинград­ской об­лас­ти, и Тих­ви­на.

Ле­нинград­ская об­ласть под­дер­жи­ва­ет идею фес­ти­ва­ля-кон­кур­са в ли­це губернатора Александра Дрозденко. Ак­тив­ное учас­тие в ор­га­ни­за­ции фес­ти­ва­ля при­ни­ма­ют гла­ва ад­ми­ни­стра­ции Тих­вин­ско­го райо­на Алек­сандр Тим­ков и гла­ва му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния «Тих­вин­ский рай­он Ле­нинград­ской об­лас­ти» Алек­сандр Ла­за­ре­вич.

Ог­ром­ную по­мощь в ор­га­ни­за­ции и про­ве­де­нии фес­ти­ва­ля в Тих­ви­не ока­зал уро­же­нец и по­чет­ный граж­да­нин это­го го­ро­да Вик­тор Ки­рья­нов. Он боль­шой пат­ри­от Тих­ви­на, очень тре­пет­но от­но­сит­ся ко все­му, что свя­за­но с его ис­то­рией и куль­ту­рой, очень много де­ла­ет для род­но­го го­ро­да, хо­тя уже много лет жи­вет в Москве.

Есть ли раз­ни­ца в вос­при­ятии опер­ной му­зы­ки в сто­ли­цах и в глу­бин­ке?

— Ко­неч­но же, есть. Здесь, в сто­ли­цах, в боль­ших го­ро­дах, лю­ди пре­сы­ще­ны боль­ши­ми куль­тур­ны­ми со­бы­тия­ми, при­вы­кли к ми­ро­вым име­нам. Но за­то ка­кое в малых городах ощу­ща­ет­ся чув­ст­во осо­бен­но­го пат­ри­о­тиз­ма, осо­бен­ной гор­дос­ти, что зву­чит му­зы­ка не про­сто ком­по­зи­то­ра, а их ве­ли­ко­го зем­ля­ка! А для мно­гих лю­дей в про­вин­ции это и пер­вое зна­ком­ст­во с опер­ной му­зы­кой, на­сто­я­щее от­кры­тие.

Как вы счи­тае­те, нуж­но про­во­дить по­доб­ные фес­ти­ва­ли и в дру­гих го­ро­дах Ле­нинград­ской об­лас­ти?

— Есть мыс­ли о рас­ши­ре­нии мас­шта­бов это­го фес­ти­ва­ля, учи­ты­вая, что в близ­ле­жа­щих го­ро­дах ни­че­го по­доб­но­го не бы­ло. Ма­ри­ин­ский те­атр за­ни­ма­ет­ся ог­ром­ной ра­бо­той по при­об­ще­нию к опер­но­му и ба­лет­но­му ис­кус­ст­ву, осо­бен­но де­тей. Для нас это очень важ­ная мис­сия.

Фес­ти­валь, ро­див­ший­ся в Тих­ви­не, со вре­ме­нем мо­жет спо­соб­ст­во­вать раз­ви­тию это­го за­ме­ча­тель­но­го го­ро­да. На­де­юсь, что в сле­ду­ю­щем го­ду фес­ти­валь в Тих­ви­не ста­нет меж­ду­на­род­ным. К это­му уже есть все пред­по­сыл­ки, есть ин­те­рес­ные встреч­ные пред­ло­же­ния.

Я всег­да ста­ра­юсь объ­яс­нять сво­им уче­ни­кам, что очень важ­но де­лать что-то на­сто­я­щее, по­лез­ное у се­бя на ро­ди­не. Да­же не столь­ко в Пе­тер­бур­ге и Москве, сколь­ко в не­боль­ших го­ро­дах. Для их жи­те­лей очень важ­но в своем род­ном го­ро­де иметь воз­мож­ность слу­шать на­сто­я­щую му­зы­ку, при­об­щать­ся к под­лин­но­му ака­де­ми­чес­ко­му ис­кус­ст­ву. И осо­бен­но важ­но, что­бы к это­му ис­кус­ст­ву мог­ли при­об­щать­ся де­ти. Чем рань­ше им при­ви­ва­ют чув­ст­во на­сто­я­ще­го ис­кус­ст­ва, тем луч­ше. На га­ла-кон­цер­те в Тих­ви­не в за­ле очень много ро­ди­те­лей с деть­ми. И это за­ме­ча­тель­но!

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 216 (5342) от 18.11.2014.


Комментарии