Оперный десант из Мариинки

Ны­неш­ней осе­нью в Тих­ви­не, на ро­ди­не ком­по­зи­то­ра Ни­ко­лая Анд­ре­е­ви­ча Римс­ко­го-Кор­са­ко­ва, про­хо­дит пер­вый Меж­ду­на­род­ный опер­ный фес­ти­валь, ко­то­рый но­сит имя ком­по­зи­то­ра и при­уро­чен к 170-ле­тию со дня его рож­де­ния. Ор­га­ни­за­то­ра­ми фес­ти­ва­ля вы­сту­пи­ли Ми­нис­тер­ст­во куль­ту­ры Рос­сии, пра­ви­тель­ст­во Ле­нинград­ской об­лас­ти и ад­ми­ни­стра­ция Тих­вин­ско­го райо­на. В Тих­ви­не на­де­ют­ся, что это со­бы­тие по­зво­лит го­ро­ду ут­вер­дить­ся в ста­ту­се куль­тур­ной сто­ли­цы ре­гио­на. Об этом уни­каль­ном на­чи­на­нии обо­зре­ва­те­лю на­шей га­зе­ты рас­ска­за­ла ху­до­же­ст­вен­ный ру­ко­во­ди­тель фес­ти­ва­ля, на­род­ная ар­тист­ка Рос­сии, ху­до­же­ст­вен­ный ру­ко­во­ди­тель Ака­де­мии мо­ло­дых опер­ных пев­цов Ма­ри­ин­ско­го те­ат­ра Ла­ри­са ГЕР­ГИЕ­ВА.

Оперный десант из Мариинки | ФОТО предоставлено пресс-службой Мариинского театра

ФОТО предоставлено пресс-службой Мариинского театра

Ла­ри­са Аби­са­лов­на, рас­ска­жи­те, по­жа­луйс­та, о предысто­рии это­го опер­но­го фес­ти­ва­ля...

— Римс­кий-Кор­са­ков — мой лю­би­мый ком­по­зи­тор, и так сло­жи­лось в моей жиз­ни, что мне по­счаст­ли­ви­лось очень тес­но со­при­кос­нуть­ся с очень мно­ги­ми стра­ни­ца­ми его опер­но­го твор­че­ст­ва. До­ве­лось уча­ст­во­вать в по­ста­нов­ках мно­гих его опер, при­чем не толь­ко у нас в Ма­ри­ин­ском те­ат­ре, но и за ру­бе­жом...

Ве­ли­кий ком­по­зи­тор, фан­тас­ти­чес­кая опер­ная му­зы­ка, даю­щая со­вер­шен­но не­ве­ро­ят­ные воз­мож­нос­ти для во­ка­лис­тов. На­до под­черк­нуть, что осо­бое мес­то в его опер­ном твор­че­ст­ве от­да­но го­ло­су ли­ри­чес­кое со­пра­но, ко­то­рое вы­пи­са­но с та­кой лю­бо­вью, с та­ким изу­ми­тель­ным мас­тер­ст­вом...

Много лет на­зад ро­ди­лась идея про­во­дить в Пе­тер­бур­ге меж­ду­на­род­ный кон­курс име­ни Римс­ко­го-Кор­са­ко­ва. Он про­шел во­семь раз в Ма­ри­ин­ском те­ат­ре. Очень много та­лан­тли­вых пев­цов ста­ли лау­ре­а­та­ми это­го кон­кур­са — до­ста­точ­но на­звать та­кие име­на, как Ан­на Не­треб­ко, Ири­на Джи­о­ева, Оль­га Три­фо­но­ва, Да­ни­ил Што­да, Ва­си­лий Ге­рел­ло, Хиб­ла Герз­ма­ва... Мно­гие из них имен­но на этом кон­кур­се по­лу­чи­ли опер­ную пу­тев­ку в жизнь. На кон­кур­се всег­да бы­ло име­ни­тое жю­ри. Пос­лед­ние ра­зы его воз­глав­лял зна­ме­ни­тый пе­вец Вла­ди­мир Ат­лан­тов.

Кон­курс про­во­дил­ся раз в два-три го­да, од­на­ко пос­лед­ние лет пять его не бы­ло из-за фи­нан­со­вых труд­нос­тей. И вот на­ко­нец в этом го­ду предо­ста­ви­лась та­кая воз­мож­ность — про­вес­ти сно­ва этот кон­курс, но уже в но­вом фор­ма­те. У ме­ня дав­но бы­ла меч­та про­вес­ти этот кон­курс на ро­ди­не ком­по­зи­то­ра. При­чем не толь­ко кон­курс, но и фес­ти­валь ис­кусств.

Фес­ти­валь уни­каль­ный по дли­тель­нос­ти: он на­чал­ся в ок­тяб­ре, а за­вер­шит­ся толь­ко в де­каб­ре...

— Да, и все это вре­мя у жи­те­лей Тих­ви­на есть ред­чай­шая воз­мож­ность при­кос­нуть­ся к му­зы­ке Рим­с­ко­го-Кор­са­ко­ва, на­слаж­дать­ся ею, уви­деть и ус­лы­шать звезд Ма­ри­ин­ско­го те­ат­ра.

Глав­ной пло­щад­кой фес­ти­ва­ля стал за­ме­ча­тель­ный Дом куль­ту­ры в Тих­ви­не — с ве­ли­ко­леп­ной сце­­ной с хо­ро­ши­ми акус­ти­чес­ки­ми воз­мож­нос­тя­ми, на ко­то­рой мож­но про­во­дить очень ин­те­рес­ные вы­ступ­ле­ния. Мне при­хо­дит­ся много ез­дить по стра­не, и я мо­гу точ­но ска­зать: не в каж­дом круп­ном го­ро­де, не го­во­ря уже о ма­лых, есть Дом куль­ту­ры в та­ком иде­аль­ном со­сто­я­нии, как в Тих­ви­не.

У жи­те­лей Тих­ви­на очень ве­лик ин­те­рес к твор­че­ст­ву Римс­ко­го-Кор­са­ко­ва, и их мож­но по­нять: это са­мый их зна­ме­ни­тый зем­ляк. На га­ла-кон­цер­те зал До­ма куль­ту­ры был пере­пол­нен. На кон­церт при­ез­жа­ли да­же из Пи­ка­ле­ва и Бок­си­тогор­ска.

При­ем, ко­то­рый ока­за­ли на сце­не в Тих­ви­не ар­тис­там Ма­ри­ин­ско­го те­ат­ра, был по­тря­са­ю­щим. Прак­ти­чес­ки каж­дый ар­тист по не­сколь­ку раз вы­хо­дил на по­клон пуб­ли­ке.

В тот же день, ког­да на сце­не тих­вин­ско­го ДК про­шел га­ла-кон­церт, мы да­ли ка­мер­ный кон­церт в зда­нии Пол­ко­вой церкви. Это не­боль­шое по­ме­ще­ние, но как раз очень под­хо­дя­щее для ка­мер­но­го му­зи­ци­ро­ва­ния. Зву­ча­ли ро­ман­сы Римс­ко­го-Кор­са­ко­ва. И на­столь­ко это бы­ло по­тря­са­ю­щим, на­столь­ко бы­ла уди­ви­тель­ная аура, что да­же по­ка­за­лось, что там при­сут­ст­во­вал дух само­го ком­по­зи­то­ра!..

В кон­це но­яб­ря бу­дет кон­церт в Пол­ко­вой церкви. Там про­зву­чат ро­ман­сы Римс­ко­го-Кор­са­ко­ва и участ­ни­ков «Мо­гу­чей куч­ки». Ве­че­ром в До­ме куль­ту­ры со­сто­ит­ся кон­церт ка­мер­но­го хо­ра Ма­ри­ин­ско­го те­ат­ра. Про­зву­чат и му­зы­ка Римс­ко­го-Кор­са­ко­ва, и ду­хов­ная му­зы­ка в про­из­ве­де­ни­ях русс­ких ком­по­зи­то­ров.

В рам­ках это­го «ма­ри­ин­ско­го де­сан­та» в До­ме куль­ту­ры прой­дут мас­тер-клас­сы для уче­ни­ков мест­ной детс­кой ба­лет­ной сту­дии, для юных пи­а­нис­тов, во­ка­лис­тов, за­ни­ма­ю­щих­ся ака­де­ми­чес­ким во­ка­лом, и скри­па­чей. По­доб­ная ак­ция осу­ще­ст­вля­ет­ся в Тих­ви­не впервые.

Де­кабрь­ская ак­ция вклю­ча­ет вы­ступ­ле­ние сим­фо­ни­чес­ко­го ор­ке­ст­ра Ма­ри­ин­ско­го те­ат­ра и ка­мер­ный кон­церт в Пол­ко­вой церкви на те­му «За­бы­тые ро­ман­сы Римс­ко­го-Кор­са­ко­ва». Это очень нуж­но, по­то­му что, к со­жа­ле­нию, часть ка­мер­но­го твор­че­ст­ва это­го ве­ли­ко­го ком­по­зи­то­ра за­бы­та и прак­ти­чес­ки не зву­чит...

Очень ско­ро на­чнет­ся от­бор мо­ло­дых во­ка­лис­тов, ко­то­рые при­мут учас­тие в де­вя­том меж­ду­на­род­ном кон­кур­се, ко­то­рый впервые прой­дет в Тих­ви­не. От­бо­роч­ный тур прой­дет в де­каб­ре в Пе­тер­бур­ге, а фи­нал кон­кур­са со­сто­ит­ся в ян­ва­ре бу­ду­ще­го го­да в Тих­ви­не.

Бу­дет ли про­до­лже­ние у это­го фес­ти­ва­ля?

— Ко­неч­но, у ме­ня есть ог­ром­ное же­ла­ние, что­бы этот фес­ти­валь был еже­год­ным и тра­ди­ци­он­ным. Это во­об­ще за­ме­ча­тель­но, ког­да на ро­ди­не ком­по­зи­то­ра, поэ­та, пи­са­те­ля про­ис­хо­дит круп­ное со­бы­тие, свя­зан­ное с его име­нем. Это очень нуж­но. И это в боль­шей сте­пе­ни нуж­но как раз не толь­ко боль­шим го­ро­дам, а ма­лым, где свя­то чтут па­мять о сво­их ве­ли­ких уро­жен­цах. Вы бы ви­де­ли, с ка­кой лю­бо­вью го­во­рят о Римс­ком-Кор­са­ко­ве лю­ди, да­же не имею­щие от­но­ше­ния к ис­кус­ст­ву!

В на­ше вре­мя, ког­да мы ощу­ща­ем за­си­лье поп-куль­ту­ры, осо­бен­но вос­тре­бо­ва­но ака­де­ми­чес­кое ис­кус­ст­во. Его на­до про­па­ган­ди­ро­вать с боль­шей лю­бо­вью, боль­ше де­лать, что­бы оно зву­ча­ло ши­ре...

Уже после про­ве­де­ния пер­вой час­ти фес­ти­ва­ля мы по­лу­чи­ли из Тих­ви­на очень много от­зы­вов о том, на­сколь­ко это важ­но и нуж­но. Так что опер­ный фес­ти­валь в Тих­ви­не — важ­ное де­ло, ко­то­рое обя­за­тель­но нуж­но про­до­лжать. И это по­ни­ма­ние есть у влас­тей и Ле­нинград­ской об­лас­ти, и Тих­ви­на.

Ле­нинград­ская об­ласть под­дер­жи­ва­ет идею фес­ти­ва­ля-кон­кур­са в ли­це губернатора Александра Дрозденко. Ак­тив­ное учас­тие в ор­га­ни­за­ции фес­ти­ва­ля при­ни­ма­ют гла­ва ад­ми­ни­стра­ции Тих­вин­ско­го райо­на Алек­сандр Тим­ков и гла­ва му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния «Тих­вин­ский рай­он Ле­нинград­ской об­лас­ти» Алек­сандр Ла­за­ре­вич.

Ог­ром­ную по­мощь в ор­га­ни­за­ции и про­ве­де­нии фес­ти­ва­ля в Тих­ви­не ока­зал уро­же­нец и по­чет­ный граж­да­нин это­го го­ро­да Вик­тор Ки­рья­нов. Он боль­шой пат­ри­от Тих­ви­на, очень тре­пет­но от­но­сит­ся ко все­му, что свя­за­но с его ис­то­рией и куль­ту­рой, очень много де­ла­ет для род­но­го го­ро­да, хо­тя уже много лет жи­вет в Москве.

Есть ли раз­ни­ца в вос­при­ятии опер­ной му­зы­ки в сто­ли­цах и в глу­бин­ке?

— Ко­неч­но же, есть. Здесь, в сто­ли­цах, в боль­ших го­ро­дах, лю­ди пре­сы­ще­ны боль­ши­ми куль­тур­ны­ми со­бы­тия­ми, при­вы­кли к ми­ро­вым име­нам. Но за­то ка­кое в малых городах ощу­ща­ет­ся чув­ст­во осо­бен­но­го пат­ри­о­тиз­ма, осо­бен­ной гор­дос­ти, что зву­чит му­зы­ка не про­сто ком­по­зи­то­ра, а их ве­ли­ко­го зем­ля­ка! А для мно­гих лю­дей в про­вин­ции это и пер­вое зна­ком­ст­во с опер­ной му­зы­кой, на­сто­я­щее от­кры­тие.

Как вы счи­тае­те, нуж­но про­во­дить по­доб­ные фес­ти­ва­ли и в дру­гих го­ро­дах Ле­нинград­ской об­лас­ти?

— Есть мыс­ли о рас­ши­ре­нии мас­шта­бов это­го фес­ти­ва­ля, учи­ты­вая, что в близ­ле­жа­щих го­ро­дах ни­че­го по­доб­но­го не бы­ло. Ма­ри­ин­ский те­атр за­ни­ма­ет­ся ог­ром­ной ра­бо­той по при­об­ще­нию к опер­но­му и ба­лет­но­му ис­кус­ст­ву, осо­бен­но де­тей. Для нас это очень важ­ная мис­сия.

Фес­ти­валь, ро­див­ший­ся в Тих­ви­не, со вре­ме­нем мо­жет спо­соб­ст­во­вать раз­ви­тию это­го за­ме­ча­тель­но­го го­ро­да. На­де­юсь, что в сле­ду­ю­щем го­ду фес­ти­валь в Тих­ви­не ста­нет меж­ду­на­род­ным. К это­му уже есть все пред­по­сыл­ки, есть ин­те­рес­ные встреч­ные пред­ло­же­ния.

Я всег­да ста­ра­юсь объ­яс­нять сво­им уче­ни­кам, что очень важ­но де­лать что-то на­сто­я­щее, по­лез­ное у се­бя на ро­ди­не. Да­же не столь­ко в Пе­тер­бур­ге и Москве, сколь­ко в не­боль­ших го­ро­дах. Для их жи­те­лей очень важ­но в своем род­ном го­ро­де иметь воз­мож­ность слу­шать на­сто­я­щую му­зы­ку, при­об­щать­ся к под­лин­но­му ака­де­ми­чес­ко­му ис­кус­ст­ву. И осо­бен­но важ­но, что­бы к это­му ис­кус­ст­ву мог­ли при­об­щать­ся де­ти. Чем рань­ше им при­ви­ва­ют чув­ст­во на­сто­я­ще­го ис­кус­ст­ва, тем луч­ше. На га­ла-кон­цер­те в Тих­ви­не в за­ле очень много ро­ди­те­лей с деть­ми. И это за­ме­ча­тель­но!

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 216 (5342) от 18.11.2014.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.