Оперные страсти в древнем городе

В течение четырех месяцев на разных площадках регулярно проводились концерты и мастер-классы с участием именитых петербургских музыкантов и артистов. Идея совместить концертные программы с образовательными принадлежит главному организатору и художественному руководителю фестиваля и конкурса Л. А. Гергиевой, она же решила перенести состязание вокалистов из Петербурга на родину Николая Андреевича. Его дом, сохранившись с начала XIX века, стоит на речном берегу напротив стен древнего Успенского монастыря.

Оперные страсти в древнем городе | Обладатель «Гран-при» оперного раздела конкурса  Сюй Хао Инь увез свою награду в Китай.<br>ФОТО АВТОРА

Обладатель «Гран-при» оперного раздела конкурса Сюй Хао Инь увез свою награду в Китай.
ФОТО АВТОРА

Конкурс вокалистов им. Н. А. Римского-Корсакова взял старт в 1994 году в ознаменование 150-летия со дня рождения композитора и регулярно проходил в стенах Мариинского театра. Его лауреатами стали такие известные сегодня звезды оперной сцены, как Анна Нетребко, Василий Герелло, Ольга Трифонова. Однако после 2008 года традиция прервалась и вот спустя шесть с лишим лет вновь возродилась, принеся радость как жителям Тихвина, так и интернациональному составу участников и жюри. Многие из них впервые посетили эти места и были приятно удивлены особой красотой и уютом русской провинции.

Одним из новшеств возрожденного конкурса стало его разделение на «оперный» и «камерный» разделы, что, с одной стороны, дало возможность ярче проявить себя певцам, предпочитающим оперному размаху душевные тонкости романсов, а с другой – стало добрым знаком в деле поддержания почти утерянной сегодня традиции классического камерного музицирования. Всего к основным прослушиваниям в номинации «Камерное пение» были допущены 15 человек, из них 9 прошли в финал, а в разделе «Оперное пение» участвовали 43 вокалиста, из которых 18 стали финалистами и выступили на сцене тихвинского дворца культуры с Санкт-Петербургским симфоническим оркестром под управлением Павла Петренко.

Интернациональное жюри, которое составили педагоги и певцы из Китая, Армении, Узбекистана и России во главе с Ларисой Гергиевой, оценивало уровень вокального мастерства участников. Если на сцене кипели оперные страсти, то в закулисье царила почти семейная атмосфера. Участники, значительная часть которых – воспитанники Академии молодых певцов Мариинки, вместе ходили на экскурсии в Дом-музей Римского-Корсакова и в Успенский монастырь, обсуждали выступления друг друга.

Каждый из участников финала был отмечен особым дипломом. Победительницей в камерном разделе стала певица из Перми Татьяна Старкова, со вкусом и мастерством исполнившая в финале вокальную миниатюру «Недоразумение» из «Сатир на стихи Саши Черного» Шостаковича и романс «Редеет облаков летучая гряда» Римского-Корсакова. А «Гран-при» основного оперного раздела получил тенор из Китая Сюй Хао Инь, уверенно бравший высокие ноты в виртуозной арии Тонио из оперы Доницетти «Дочь полка».

Первое место в оперной номинации поделили сопрано из Петербурга певица из Мариинки Юлия Маточкина и молодой армянский бас солист Ереванского оперного театра Оганнес Нерсисян, проникновенно спевший в финале знаменитую арию Сусанина из оперы «Жизнь за царя» Глинки. Соотечественнице Оганнеса сопрано Джульетте Алексанян было присуждено второе место, которое она поделила с петербургскими певцами Светланой Москаленко и Григорием Черенцовым. На третьем месте оказались четыре участника – из Ташкента (Фарангиз Шарсиева и Носир Юсупов), из Харькова (Дмитрий Гарбовский) и из Петербурга (Елена Горло). Приз зрительских симпатий вместе с особой наградой «За виртуозность» достался сопрано из Уфы Диане Нурмухаметовой, покорившей зал своим исполнением знаменитой арии Амины из оперы «Сомнамбула» Беллини.

Перед заключительным туром конкурса за кулисами дворца культуры прошел большой «круглый стол», посвященный итогам фестиваля, в котором приняли участие все члены жюри и представители тихвинской общественности. Речь шла как о художественных исполнительских проблемах, так и о важном социальном значении тихвинского фестиваля, ведь зачастую в небольших городах люди лишены возможности услышать вживую большой симфонический оркестр и настоящих оперных певцов. Тихвину в этом плане повезло: имя его самого знаменитого уроженца Николая Римского-Корсакова известно во всем мире и позволило появиться на свет еще одному фестивалю классической музыки.

На закрытии фестиваля вице-губернатор области Николай Емельянов сказал, что фестиваль уже включен в список федеральных мероприятий, а значит, у прошедшего праздника искусства обязательно должно быть продолжение.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 022 (5395) от 10.02.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?