Опера не всем

Завершился V фестиваль «Опера – всем», который пользуется успехом у зрителей, какая бы погода ни случилась. Но специалисты резонно полагают, что концепцию петербургского фестиваля нужно совершенствовать.

Опера не всем | ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

Открытию Пятого фестиваля, местом проведения которого традиционно стала Соборная площадь Петропавловской крепости, в этот раз с погодой не повезло: дождь помешал доиграть до конца эпическую оперу «Князь Игорь» Бородина. «Тангейзеру» Вагнера, который игрался перед дворцом в Гатчине, повезло больше хотя бы в том, что не было дождя, но температура тоже оставляла желать лучшего. Зато «Обручению в монастыре» на Елагином острове досталась погода идеальная – был тихий теплый вечер...

Приятно обсуждать проект в таком светском духе – в метеорологических или ландшафтных категориях. Писать о том, какие ассоциации вызывает музыка, когда смотришь на проплывающие облака, улавливаешь запахи травы и деревьев, наблюдаешь за полетом птиц или насекомых... Не поэтому ли количество народа-романтика на мероприятиях «Оперы – всем» не уменьшается, став основным критерием в характеристике этого в целом любопытного социокультурного феномена из серии «Культура – рядом». Куда менее комфортно рассуждать о художественных достоинствах происходившего, которые с каждым годом девальвируются.

Как будто и не придерешься: опера выходит к народу, удовлетворяя одну из важных потребностей в бесплатном получении прекрасного. Да, основным козырем для рядовых слушателей-зрителей является фактор общедоступности. Хотя бесплатные удобные места в данном случае – это небольшой партер всегда жестко огражденной VIP-зоны под взглядом недружелюбной охраны. Остальные стоят или садятся на траву, опытные зрители приносят с собой складные стульчики. Но если только халява – двигатель прогресса, тогда грош всему этому цена. Что же касается просветительской миссии проекта, то коллеги с телевидения подкинули пищу для размышлений, когда взяли интервью у одного из зрителей и услышали от него, как он посещает все представления, начиная с «незабываемого первого» – «оперы «Жизнь за царя»... Чайковского». А не Глинки, к сожалению.

Организаторы фестиваля – люди обидчивые и возмущаются, когда их событие критикуют. В последние годы они просят снисхождения в связи с сокращенным бюджетом. Даже если это и так, то зачем гнаться за множеством названий вроде неподъемной почти пятичасовой оперы «Тангейзер» или чуть покороче – «Князь Игорь». Можно было бы остановиться даже на одном названии (как происходит, скажем, в очаровательном местечке Санкт-Маргаретен под Веной, где прокатывается одна опера в летний сезон), но довести постановку до состояния, хотя бы приближенного к художественно полноценному.

Зачем ставить «Тангейзера», сокращая его до состояния комикса и дезориентируя публику? Не каждый могучий оперный театр на такое название решится, поскольку нужен не просто большой бюджет, но очень крепкие голоса, включая тенора и двух сопрано. А тут выясняется, что «Тангейзера» можно сделать и «на коленке», пригласив в качестве главного тенора молодого, далеко не окрепшего певца из Мариинского театра. О том, как звучал этот «Тангейзер», можно судить по записи постановки, сохранившейся на сайте канала «Санкт-Петербург». То ли ветер им мешал, то ли оркестр недорепетировал, но все звучавшее очень отдаленно напоминало музыку Вагнера.

Фестиваль за эти годы выработал фирменную цветовую гамму – черно-красно-серо-белую, иногда с добавлениями фиолетового и золотого. Цвета, бесспорно, классические. Хорошо – условное единство стиля, система цветовых символов, говорящих о том, что красный – кровь, черный – все, что хотите, от строгости и тайны до цвета смерти, равно как и белый – чистота, мудрость и далее по списку. Плохо – нивелирующее однообразие, под которое подгоняются и комедия, и трагедия, чем стирается смысл. «Обручение в монастыре» Прокофьева, например, – опера комическая. Тут не просто хотелось бы красок пожизнерадостнее, но и режиссуры поинтереснее.

Опера под открытым небом требует броских жестов, но то, что творилось на тесной сцене за Елагиным дворцом, больше походило на сдачу экзамена в каком-нибудь камерном зале консерватории. И никакие экраны по бокам не помогали. Солисты все время как будто толкались в поисках места, чтобы как-то почувствовать себя увереннее. Все выглядело уныло. Но люди сидели, стояли, внимая происходящему с каким-то удивительным интересом. Сказать, что звукоусилительная аппаратура шла происходящему на пользу, было бы преувеличением – что-то приятное, безусловно, звучало, звуки летели куда-то вдаль...

Хотелось подойти к каждому зрителю и спросить, зачем они это делают? Хотя, смотри выше: погода была прекрасная, и в компании с лирической комедией Сергея Сергеевича Прокофьева, может быть, не так уж и плохо было провести тот вечер, «пофоткаться», в конце концов сделать селфи.

А вот «Свадьба Фигаро» (на снимке – сцена из спектакля) в Царском Селе на плацу перед золото-голубым дворцом порадовала под занавес, и не только погодой, но и не менее теплой, внимательной, работающей на всех уровнях режиссурой Василия Заржецкого, захватившей уже во время увертюры. И краски у художника тоже вдруг заиграли нежностью и жизненной пестротой.

На открытом воздухе певице Екатерине Крапивиной пришлось форсировать звук, исполняя партию мальчонки Керубино, как какой-нибудь царственной матроны. Редким случаем оказались два итальянских солиста Джемми Пиали и Сара Россини, приглашенные петь Фигаро и Графиню, и оба очень украсили звуковую палитру спектакля. Утомленный оркестр под конец фестиваля поначалу ощутимо сбивался, периодически выстреливая какой-нибудь фальшью духовых. Но маэстро Фабио Мастранджело умеет держать ситуацию, создавая настроение одним лишь своим эффектным жестом и белоснежной улыбкой.

Так что могут, если очень захотят.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 139 (5756) от 02.08.2016.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.