«Осторожно, дети!» - выставка 118 художников, посвященная теме отрочества

Выставка «Осторожно, дети!», которая открылась в Музее искусства Санкт-Петербурга ХХ - XXI веков, стала первой для этой площадки попыткой показать вечно модную тему «дети в искусстве». Попытка удалась, получилось и умно, и зрелищно.

«Осторожно, дети!» - выставка 118 художников, посвященная теме отрочества | Елена Бочарова. «Первая». РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Елена Бочарова. «Первая». РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Представлено более 300 произведений 118 художников из музеев и частных собраний двух российских столиц. Временной диапазон - от «Портрета мальчика» Екатерины Петровой-Троицкой, созданного в 1927 году, до «Спящей куклы» Оскара Рабина, написанной специально для данной выставки в 2018-м.

Название «Осторожно, дети!» имеет двойной смысл, это и «защитим детство», и «защитимся от его агрессивности».

Символами проекта, которые вынесены на авантитул каталога выставки, стали две картины. «Танец» Ольги Богаевской - упражнение в духе детских портретов Зинаиды Серебряковой с выверенным сочетанием голубого и красного в костюме девочки с бубном. «Первая» Елены Бочаровой - изображение совсем другой девочки, одетой в режущее глаз сочетание синего платья и зеленых колготок, она стремительно выбегает из класса прямо на зрителя. Либо я первая, либо никто, эта идеология, перенесенная из большого спорта, стала во многом определять нашу жизнь. Чего тогда удивляться агрессивности детей?

Кураторы выставки Марина Джигарханян и Ольга Толстая постарались уйти от привычного для подобных проектов принципа «общей кучи» и показать на детском материале историю русского искусства ХХ века. Например, работы лидеров московского андеграунда Ильи Кабакова, Олега Целкова, Гриши Брускина. Или ленинградскую «Группу одиннадцати» - Завена Аршакуни, Валерия Ватенина, Виталия Тюленева.

Можно соглашаться или не соглашаться с позицией кураторов, но она однозначна. Когда-то художники изображали только счастливое советское детство, любовались своими моделями. И делали это убедительно. Достаточно взглянуть на «Портрет Оли, дочери художника» Николая Тырсы, «Мальчика в ушанке» Самуила Адливанкина, «Папа, я пришла! Портрет дочери» Юрия Пенушкина.

Сейчас художники видят в детях агрессивность или подавленность. И отражают это не менее убедительно. Картина «Игра в жмурки» Виктора Данилова сделана в духе брейгелевских слепых: девочка в повязке на глазах вряд ли найдет дорогу. Плачущий ребенок, взятый крупным планом, фотореалистично, на картине Ирины Дрозд «Маленькие травмы» навсегда запомнит свои обиды. На картине «Первый снег» Ильи Гапонова белый цвет природного явления резко контрастирует с мрачными лицами детей: ничто им не в радость.

Карикатурная пара «Микроб Юра» и «Бактерия Таня» Юрия Татьянина выглядит защитной реакцией взрослых на агрессивность детей. Но напрасны претензии: «неча на зеркало пенять...», а дети - наше зеркало.

В центре этого раздела выставки помещено 9-минутное видео «Лесной царь» известной группы «АЕС+Ф». Балетные дети, явно на кастинге, ожидают своего выхода на сцену в пространстве Тронного зала Екатерининского дворца в Царском Селе. Вечная красота архитектуры противопоставлена жестокой сиюминутной борьбе за место под солнцем. В нее включены юные создания, по их лицам видишь, что они понимают и правильно оценивают все последствия этого «праздника». Снова или ты первый, или никто. И детства нет, а есть взрослая жизнь, она начинается раньше, чем первый урок в школе.

В специальную программу выставки включены анимационные фильмы режиссера Юрия Норштейна и художника Александра Алексеева, изобретателя игольчатого экрана. Они не про детство, а про всех нас.

Материал был опубликован в газете под № 101 (6210) от 7.06.2018 под заголовком «Опасное детство».

#выставка #искусство #арт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 101 (6210) от 07.06.2018 под заголовком «Опасное детство».


Комментарии