В Петербурге материализовалась звуковая волна

В Петербурге в выставочном зале «Смольный» состоялся публичный дебют светозвуковой скульптуры, созданной на стыке высоких инженерных технологий, дизайна и искусства. Авторы интерактивного арт-объекта саунд-дизайнер и композитор Тарас Машталир и промышленный дизайнер Павел Панкратов создали это чудо на базе Университета ИТМО.

В Петербурге материализовалась звуковая волна | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Вертикальный корпус двухметровой скульптуры выполнен из акрилового материала со светорассеивающим покрытием. Основание - в виде зеркального диска, изготовленного из полированного металла.

Светодиодный арт-объект выполнен в виде объемной звуковой волны с интегрированным в него набором сенсоров, датчиков движения и комплекса программного обеспечения.

«За основу проекта взята технология машинного зрения, благодаря которой происходят обнаружение, отслеживание и классификация объектов, - старается доходчиво объяснить непосвященным Тарас Машталир. - Эта технология изначально была предназначена для военных, однако мы используем ее исключительно в созидательных сферах».

Главной особенностью скульптуры, созданной петербуржцами, является ее интерактивность. Это чудо реагирует на происходящие вокруг движения изменением света и звучания. В зависимости от активности зрителей скульптурный объект воспроизводит необычную гамму звуков и цветовую палитру. Люди, находящиеся рядом с ней, как бы управляют аудиовизуальным пространством, погружаясь в процесс взаимодействия с объектом и создавая совместную с ним светомузыкальную композицию. На параметры звука и цвета также влияют окружающая среда, время суток и года, погодные условия и т. д. Подобные многоканальные звуковые композиции призваны вдохнуть жизнь в статические скульптурные артефакты, а также создать гармоничную звуковую эстетику городской среды.

«Обычная городская скульптура беззвучна, - говорит Тарас Машталир. - При этом ее окружают разнообразные звуки: шум машин и стройки, человеческая речь. Постоянный поток таких звуков составляет то, что мы называем «звуковое загрязнение». Саунд-дизайн является одним из способов улучшить микроклимат общественных пространств, устранив звуковую грязь, включив звуки города в систему, преобразующую их в гармоничное музыкальное произведение. Вокруг такой звучащей скульптуры образуется особое пространство, в котором можно отдохнуть от напряженного городского ритма. Светозвуковые скульптуры предназначены для оснащения пространств, как публичных, так и индивидуальных. Применение может быть развлекательным, образовательным и терапевтическим».

Идея приручить шумы и звуки не нова. Например, на некоторых морских побережьях установлены «морские органы» - музыку в них через серию труб создают морские волны. Есть «поющие деревья» - музыку генерируют порывы ветра...

А первые прототипы музыкальных скульптур появились в середине ХХ века. К примеру, скульптор-кинетист из Швейцарии Жан Тэнгли, которого прозвали «творцом мечтающих машин», создавал саунд-артобъекты из консервных банок и деревянных колес. Звуки из них извлекались с помощью ручья (поток воды бил по банкам с разной скоростью и под разным углом) и разносились эхом по всему лесу. Еще одно его изобретение - «метамеханические» скульптуры, издающие случайный набор звуков из-за поворота шестеренок в металлических конструкциях.

Автор петербургской звуковой скульптуры Тарас Машталир стал идеологом проекта «Экология звука» - инновационной международной инициативы по формированию гармоничной звуковой эстетики в городских пространствах благодаря использованию новейших технологий. Его интерактивные мультимедийные инсталляции экспонировались на международных фестивалях. В течение последних восьми лет он провел лекции и семинары по интерактивным технологиям в Кембридже, Нью-Йорке, Лондоне, представлял свои работы в Массачусетском технологическом институте и Гарварде. 

Материал был опубликован в газете под № 131 (6240) от 23.07.2018 под заголовком «Оно поет и светится».

#Искусство #выставка

Комментарии