Главная городская газета

Они учились понемногу

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Запах «Счастья» в Летнем саду

Как связаны «Пирамида», «Коронный», «Прекрасное ожерелье» и картины из овощей - в нашем специальном материале. Читать полностью

Выставка буддийского искусства открылась в Петербурге

Вниманию посетителей готовы представить порядка ста уникальных произведений IX - XVIII веков. Читать полностью

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

В течение трех дней на сцене Мариинского театра сдавали экзамен выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Читать полностью

«Петербург-2103» как мост в будущее

На выставке, открывшейся в ЦВЗ «Манеж», представленные проекты отвечали на один вопрос: куда движутся архитектура и градостроительная практика Петербурга?

Читать полностью
Они учились понемногу |

В Музее Достоевского открыта выставка «Как учились писатели». Оказывается, далеко не все классики русской литературы XIX века были отличниками. Чехов, например, дважды оставался на второй год, Толстой бросил университет, а Бунин окончил только четыре класса гимназии и более не учился нигде.

Выставочный зал похож на гимназический класс. На стенах - портреты писателей, пятнадцати русских классиков, произведения которых «проходили» многие поколения учеников: Пушкин, Лермонтов, Грибоедов, Толстой, Достоевский, Тургенев, Чехов, Бунин. Рядом с портретами - гравюры с изображением мест, где они родились и росли. И еще - грифельные доски, на которых фломастерами написаны интересные факты о каждом из героев выставки.

Перед нами не «бронзовые памятники», а живые люди, обладающие литературным даром, наделенные блестящими способностями, но все-таки далекие от совершенства. К примеру, Александр Грибоедов с детства хорошо знал французский, немецкий, английский и итальянский языки, понимал латынь и древнегреческий. Позже выучил арабский, турецкий, грузинский и персидский языки. Обладал незаурядными музыкальными способностями. А учился при этом посредственно.

Пушкин по успехам и поведению в Царскосельском лицее был 26-й из 29 учеников. Ему не давалась математика. Однако поэт знал 16 языков. И очень много читал. А математика ему в жизни не пригодилась.

Лев Толстой был полиглотом, уже в юности знал 12 языков и продолжал изучать все новые и новые. А вот с университетом не заладилось. Он недолго проучился в Казанском университете - сначала на восточном, а затем на юридическом факультете. Но занятия по программам его тяготили, ему ближе была самостоятельная работа. Так что университет он бросил.

Полиглотом был и Александр Островский. Но он тоже недоучился в университете на юридическом.

Чехов не блистал в гимназии, несколько раз оставался на второй год. Это неудивительно, если вспомнить, какое у него было детство. Властный отец заставлял детей вставать в пять утра, чтобы петь в церковном хоре, а после гимназии - помогать в лавке. А вот в Московском университете, в котором Антон учился на медицинском факультете, он исправился, был прилежным студентом, успешно сдавал экзамены. И врач из него получился хороший, хотя страсть к литературе все же возобладала. Потрясает Иван Бунин, который учился в своей жизни всего четыре года - в гимназии в Ельце. И это человек, который стал лауреатом Нобелевской премии!

- Поскольку выставка рассчитана на детей от шести лет, мы решили разбавить академическую часть и создали игровую зону, - рассказывает Вера Бирон. - Поставили парты и лавки, которые дизайнер выставки Игорь Князев оформил забавными рисунками. Они выполнены в технике печати по дереву. Здесь же - выставка рисунков Игоря Князева с забавными сценками из детства русских классиков. Сюжеты все не вымышленные, они описаны в воспоминаниях современников или мемуарах самих писателей.

На одном из рисунков - Гоголь рядом с преподавателем в форменном мундире, который тычет ему в ухо скрипкой. Это некий Севрюгин, который давал в Нежинской гимназии уроки пения. У Гоголя был плохой слух, он часто фальшивил, и Севрюгин приставлял ему скрипку к самому уху, называя глухарем. Одноклассники смеялись, Гоголь страдал.

На другом - малыш, который крадется к пакету с надписью «Сахаръ». Это эпизод из жизни Ивана Гончарова, который в детстве обожал сладкое. Мать боялась, что это повредит его здоровью, и прятала сахар, но ребенок умудрялся находить его. Картинка с Иваном Тургеневым похожа на триллер. Изображен эпизод из раннего детства, о котором он сам писал впоследствии так: «В 1822 году семейство Тургеневых отправилось за границу и посетило, между прочим, Швейцарию. При осмотре известной Бернской ямы, где хранятся медведи, четырехлетний мальчик едва не провалился туда и дорого поплатился бы за свою неосторожность, если бы отцу не удалось вытащить его оттуда в ту же минуту, за ногу». Мы видим Тургенева в платьице и панталончиках (в те времена маленьких мальчиков одевали до определенного возраста, как девочек), который висит вниз головой над ямой с медведями, а отец, облаченный в блестящий мундир, держит его за ногу.

Я спросила у куратора выставки замдиректора Музея Достоевского по науке Веры Бирон, почему, на ее взгляд, почти все писатели так хорошо знали иностранные языки. Ведь многие из нас, учившиеся в советские времена, так и не смогли более-менее прилично овладеть даже одним.

- Я тоже задумывалась над этим, - призналась Вера Сергеевна. - Одна из причин заключается в том, что они учили языки с малых лет, получая знания от носителей языка. Ведь многие гувернеры были иностранцами. Но важно еще и личное желание учиться и совершенствоваться, а оно закладывается в семье, родителями. Многие писатели страстно любили читать. Достоевский, когда был на каторге, просил родных присылать ему книги. Сейчас - век Интернета, мы получаем слишком много информации, не всегда успеваем ее усвоить, проанализировать. Знания поверхностные, многие рассчитывают не на память, а на то, что всегда найдут нужные сведения в Интернете.

- Почему многие писатели довольно плохо учились в гимназиях, университетах?

- Они не хотели тратить время на предметы, которые были им неинтересны. Возможно, и сейчас стоит обращать внимание на способности и склонности учеников и развивать их.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook