Они мечтали растопить Арктику

«Арктика за гранью фантастики. Будущее Севера глазами советских инженеров, изобретателей и писателей» - так называется только что вышедшая в свет книга Павла Филина, Маргариты Емелиной и Михаила Савинова, молодых петербургских историков - сотрудников недавно созданного Арктического музейно-выставочного центра. Издание посвящено 85-летию создания Главсевморпути.

Они мечтали растопить Арктику | Иллюстрация Shipkova-Elena/shutterstock.com

Иллюстрация Shipkova-Elena/shutterstock.com

Пока центр не имеет своего выставочного помещения, у его сотрудников есть время основательно погрузиться в архивы, где хранятся документы, связанные с проектами освоения Арктики в ХХ веке. Авторов интересовали в основном материалы 1930 - 1960-х годов, они работали в семи хранилищах, среди которых наибольший интерес представляет ЦГАНТД СПб - Центральный государственный архив научно-технической документации.

Большинство проектов были чистой утопией, отсюда название книги. Например, с целью «утепления» климата в Приморье - перекрыть Берингов пролив с помощью атомных взрывов. Или изменить русло Оби, чтобы ее вода растопила льды в Карском море и увеличила сроки навигации на два месяца. Академик РАН Михаил Будыко, единственный в мире обладатель патента на изменение климата, предлагал растапливать лед, распыляя на него сажу от производства резины. До появления мощных ледоколов этот метод локально применялся в арктических портах.

Проекты переброса северных рек в пустыни Средней Азии у многих на слуху. Гораздо меньше известно о проекте дамбы Кемь - Соловецкие острова - Онежский полуостров. В результате должно было появиться пресное озеро площадью 10 тысяч кв. км, вода предназначалась для переброски в Волгу. Изыскательские работы были прекращены только в 1986 году.

Ефим Славский, один из создателей советского «атомного проекта», предложил идею передвижных АЭС. Эти работы были свернуты после Чернобыльской катастрофы, но на 2019 год намечен спуск на воду плавучей АЭС «Академик Ломоносов».

Интересен раздел, посвященный арктическому транспорту - это и грузовые подводные лодки, и «танколедоколы», и «сталеледяные» железнодорожные мосты через реки на трассе Москва - Тихий океан.

Отдельная глава называется «Архитектура Севера», где воспроизведены эскизные проекты арктических поселков с жилыми башнями, созданные в 1961 году ленинградскими архитекторами Станиславом Одноваловым и Майей Цымбал. Завершает книгу статья об Александре Беляеве, Григории Адамове, Александре Казанцеве и других советских писателях-фантастах, работавших над арктической темой. Но фантазии инженеров круче!

#«Арктика за гранью фантастики...» #книга #презентация

Комментарии