Они еще и танцуют!

Это фото не с соревнований по спортивным танцам на колясках. Спортсменам на колясках — безусловное уважение, но это другие ребята. Это ребята, которые отправились из Петербурга в Москву на международные соревнования, так сказать, здоровых танцоров, и выступили. И получили первый приз. Это не было поблажкой со стороны жюри — это было что-то другое: теперь в программе Всемирной танцевальной олимпиады, которая ежегодно проходит в столице, появилась номинация «Социальные танцы».

Они еще и танцуют!  |

...Им просто надоело вариться в собственном соку. Мир склоняется к тому, что здоровые и не вполне здоровые должны учиться и работать вместе, потому что приладить поручни в зданиях, пожалуй, проще, чем создавать для инвалидов отдельный город, отдельную страну, отдельную планету. И глупо откупаться копеечными пособиями от человека с ДЦП, если у него голова работает «на миллион».

— Я ничего не выпрашиваю. Я просто хочу, чтобы нас заметили, потому что это нормально — быть разными, особенными, — говорит председатель петербургского общества инвалидов «Аревик» Алена Атанесян (на фото как раз «аревикчики»).

То, что «быть разными — нормально», прекрасно знают в школе № 44, на базе которой работает «Аревик». Абсолютно обыкновенная школа. В смысле — нормальная. В смысле — нормальная в такой степени, что здесь в классе со здоровыми детьми учится мальчик с ДЦП, которого в другие «нормальные школы» не брали. К слову, другой парень из «Аревика» с тем же диагнозом, умница, умудрился с красным дипломом вуз закончить; только на работу ему, юристу, никак не устроиться; зато за ним из военкомата захаживали.

...Название «Аревик» природное, в переводе с армянского — «солнышко». Девиз соответствующий — «В гармонии с природой». Хотя Алена Атанесян пережила то, что природной гармонией не назовешь: землетрясение в Армении забрало почти всех ее родных.

Танцы на колясках (иногда вместе с детьми танцуют их родители) Алена Атанесян придумывает сама. Затем почти готовый танец помогает шлифовать профессионал. Внимательный человек догадается, в чем суть: каждый танец — история, сценарий судьбы самого исполнителя; если на руке у танцующей девушки декоративный нераспустившийся бутон, вы поймете: рука почти не действует, так и осталась «бутоном». Или «Танец с саблями»: ребенок не может говорить; но от счастья, что может танцевать, едва не выпрыгивает из инвалидной коляски — и по сценарию одерживает верх над своим партнером по танцу, вполне здоровым.

Танцы не спортивные, не бальные. Алена Амаяковна называет их «общевосстановительные», «индивидуально-характерные». Это кандидатское детище социального медика Атанесян. В том, что после репетиций у ребенка лучше действует рука и координация улучшается, — чуда нет. Просто тренировка. И что сообразительность у детей повышается, когда они в «Аревике» отыграли спектакль в собственном театре кукольной комедии (есть и такое) — тоже неудивительно: куклы перчаточные, сшиты индивидуально; надеваешь на руки, шевелишь пальцами — и мелкая моторика заставляет мозг работать лучше. Или кукла-великан: она сконструирована так, что помогает удерживать голову ребенка с параличом.

Аревиковским танцам уже 12 лет, но по-настоящему показывать их миру ребята (им от четырех до 24 лет) стали недавно. Их уже видели в Москве, в Германии, в Чехии. Впереди фестивали в Таллине и в Болгарии. И кто вспомнит, что «Аревик» начинался на небольшой кухне, где было не протолкнуться. Сейчас, впрочем, в 44-й школе тоже не протолкнуться: представьте себе, как в помещении размером с классную комнату пытаются разъехаться шесть-семь танцоров в колясках? Как родители с детьми добираются в «Аревик» на Липовую аллею, 13, из разных районов города — и говорить излишне. Но они приезжают непременно.

...В «Аревике» — 43 человека, в колясках — 30. Они не просят материальной помощи — просто спокойно доводят до нашего сведения «в порядке информации», что это очень хороший тон, если вы пошлете друзьям или родным не магазинную штампованную праздничную открытку, а открытку, сделанную этими детьми в творческой студии (открытка того стоит). Что это хороший тон, если в магазинах выделят хоть две-три полки для картин, макраме, скульптур и прочего, созданного теми, кто не видит, или не слышит, или не говорит, или не ходит — но делает дело. Их в нашем городе несколько тысяч. Что это хороший тон: не отказаться от приглашения на благотворительный аукцион, который организуют сами «аревикчики».

Между нами: это, в конце концов, не такой уж плохой тон — помочь, не дожидаясь, когда тебя об этом попросят. Да вот хоть с очередной поездкой на фестиваль.

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 242 (4034) от 24 декабря 2007 года.

#«социальные танцы» #«Аревик» #ограниченные возможности

Комментарии