Она рисовала себя

В восточной галерее Зимнего дворца открыта выставка одной картины _ «Автопортрет с обезьянкой» знаменитой мексиканской художницы Фриды Кало. У посетителей Эрмитажа появилась возможность увидеть работу, которая прибыла в наш город из музея Долорес Ольмедо Патино.

Она рисовала себя |

– В российских собраниях работ Кало нет, – рассказывает куратор выставки заместитель заведующего отделом современного искусства Эрмитажа Екатерина Лопаткина. – В 1947 году она подарила одну картину нашей стране, но до сих пор ее судьба неизвестна. В то время был период борьбы с формализмом... Получить для выставки работу этой художницы сложно, их мало, они востребованы, на них музеи стоят в очередь.

Биография Фриды Кало один из главных культурных мифов ХХ столетия. О ней снимают фильмы, ее изображение есть на банкноте и марке. Имя Фриды носит линия косметики, ювелирные изделия, спортивная обувь, марка текилы...

Дом, который стал музеем ее памяти, – часть легенды. Она жила там в детстве, а потом с мужем – известным мексиканским художником Диего Риверой. У них гостил Лев Троцкий, с которым, по слухам, у хозяйки дома случился роман. У Фриды Кало были выставки, ее картину купил Лувр.

Дневник – часть наследия художницы. Сорок лет он лежал в закрытом архиве. В нем акварели, коллажи, воспоминания о детстве, записки о болезни, о муже.

Фрида – художник-самоучка. Она занималась ретушью в мастерской отца. Возможно, отсюда маленький, аккуратный мазок, мелкая ювелирная работа. К творчеству ее подтолкнул трагический случай. Автобус, в котором ехала восемнадцатилетняя девушка, столкнулся с трамваем. Фрида получила тяжелые травмы, их последствия остались на всю жизнь. Год будущая художница была прикована к постели. Отец соорудил для нее подрамник и прикрепил зеркало. Фрида написала первый автопортрет, этот жанр стал главным в ее творчестве. «Я рисую себя, потому что знаю этот предмет лучше всего».

Ее работы откровенны, они повествуют о трагических событиях жизни, о физической боли, душевных терзаниях: авария, потеря ребенка, неверность мужа. Свое эмоциональное состояние Фрида передает с помощью символов и аллегорий. Каждая деталь картины играет важную роль.

В «Автопортрете с обезьянкой» это объединенные лентой гвоздь, обезьянка, скульптура доколумбовой эпохи и собака.

Обезьянка для художницы – преданный друг, замена ребенку, которого у нее не было. Собаки в мифологии ацтеков считались земным воплощением бога грозы, доколумбовая скульптура также напоминает о древней культуре Мексики. Все вместе говорит зрителю о том, что художница не верит мужу, а силу ей дают прошлое и те, кто к ней привязан.

Выставка «Фрида Кало. «Автопортрет с обезьянкой» в Эрмитаже будет открыта до 10 января следующего года.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 212 (5585) от 12.11.2015.


Комментарии