Она одна такая. Актриса Галина Карелина отмечает юбилей

Сегодня одна из старейших актрис Александринского театра Галина Карелина отмечает юбилей. «Я пришла в этот храм, в этот Божественный театр, в своем единственном маркизетовом платье...» – вспоминает актриса в своей книге «Не о себе – о времени и о людях, на которых держится мир». Это было 65 лет назад. Театром руководил Леонид Вивьен. В нем, аристократе с французскими корнями, жил Серебряный век. Через него протягивалась дальше нить традиций, идущая от актера Александринского театра Владимира Давыдова, у которого он учился.

Она одна такая. Актриса Галина Карелина отмечает юбилей | ФОТО Леси ГУРА

ФОТО Леси ГУРА

При Вивьене в труппе Театра драмы имени Пушкина (так называлась Александринка в советское время) работали великие артисты  – Николай Черкасов, Николай Симонов, Бруно Фрейндлих, Юрий Толубеев... Вивьен не побоялся принять в труппу Василия Меркурьева, женатого на дочери расстрелянного Мейерхольда. В спектакле «Последняя жертва», поставленном Ириной Всеволодовной в 1971 году, Галина Карелина сыграла Юлию Тугину. После премьеры режиссер подарила актрисе янтарную брошь. В 2010 году Галина Карелина передала ее в Музей русской драмы при Александринском театре.

За годы, проведенные в театре, Карелина сыграла более 60 ролей. Ее классическая красота, магические голубые глаза, какая-то врожденная властность, царственность, мощный темперамент, глубокий звучный голос, слышный даже с галерки,  – все эти качества идеально подходили для ролей сильных женщин, будь то Васса Железнова в спектакле по пьесе Горького, фру Алвинг в «Привидениях» по Ибсену, Матрена во «Власти тьмы» по Толстому...

В советское время приходилось играть не только классику, но и такие роли, как, например, второй секретарь обкома Чернобривцева в спектакле Игоря Горбачева «Ураган» по пьесе Анатолия Софронова. Что поделать  – бывший императорский театр оставался таковым и во времена советской империи.

А в 1990-е годы Карелина стала играть в авангардных постановках молодых режиссеров. В экспериментальной «Чайке» Игоря Ларина (театр «Монплезир», 1996 г.) сыграла все женские роли. Точнее  – Женщину, в которой соединились все чеховские героини от Нины Заречной до Аркадиной. В его же спектакле «Пиковая дама» (театр «Монплезир», 1998 г.) создала образ Графини. Обе эти роли отмечены призами на различных фестивалях.

В 2007 году Галина Карелина исполнила главную роль в спектакле «Муха» (по одноименному стихотворению Иосифа Бродского и сказке Корнея Чуковского «Муха-цокотуха») в дипломном спектакле Олега Еремина. Спектакль шел в Александринском театре в необычном пространстве  – узкой длинной акустической трубе шестого яруса, кошмаре клаустрофобов.

«Букашки-таракашки, которых играли молодые александринцы, атаковали старую Муху-цокотуху, и она погибала: соединив поэзию Бродского и Корнея Чуковского, режиссер поставил о театре и смене поколений. Карелина олицетворяла старый театр  – архаичный и, может быть, косный (и у букашек-таракашек была своя правда), но и прекрасный. Старая муха несла отзвук человечности и глубины, недоступных тем, кто «дышит в затылок», и в этом чувствовался трагизм театра»,  – писал о спектакле критик Евгений Авраменко.

Сегодня в репертуаре Галины Карелиной две роли в спектаклях Валерия Фокина: Бабушка («Блаженная Ксения. История любви») и Дама («Маскарад. Воспоминания будущего»). А также Прапрапрапрабабушка Тильтиля и Митиль в спектакле «Счастье» Андрея Могучего.

Но и сейчас, в 90 лет, она не боится участвовать в экспериментах молодых режиссеров. Незадолго до юбилея, в мае, она сыграла в дипломном спектакле магистранта РГИСИ (на базе Александринского театра) Евгения Бурмусова «Ты здесь?».

 – Меня давно заинтересовал этот роман, в основе которого  – монолог старой пифии, долгие годы прослужившей оракулом Аполлона в Дельфах,  – рассказывает Евгений.  – Для Голдинга важно, что его героиня  – «последний из могикан», она завершает одну эпоху и свидетельствует наступление другой. Галина Тимофеевна, старейшая актриса Александринского театра, стала необходимым инструментом для этого сценического опыта. Она же и есть «пифия», всю жизнь прослужившая в храме Аполлона. Спасибо, что театр позволил нам показаться в 7-м ярусе, в зале, окна которого выходят на колесницу Аполлона.

 – Что-то в самой природе и мировосприятии Карелиной совпадает с героиней Голдинга, остро переживающей, что оракул утратил связь с божественным и что культура измельчала,  – продолжает режиссер.  – Больше никто не «служит», все «работают». Этому материалу Галина Тимофеевна оказалась необходима: с ее трагическим колоритом, так органичным ей пафосом, скульптурной выразительностью, особым голосоведением, напевным строем речи.

Считается, что начинающим режиссерам лучше работать с молодыми, а не с маститыми актерами. Но молодые всегда есть и будут, а Галина Тимофеевна такая одна.



#театр #актриса #юбилей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 109 (6947) от 18.06.2021 под заголовком «Она одна такая».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?