Он всегда писал правду
Писатель, философ, мудрец Фазиль Искандер умер на 88-м году жизни в воскресенье, 31 июля.

ФОТО Владимира Мусаэльяна/ТАСС
«Когда ты вплотную приближаешься к собственной смерти, мысль о том, что ты всю жизнь трудился, успокаивает» – так говорил в одном из своих интервью Фазиль Искандер. Он и трудился всю свою жизнь, которая была отмерена ему щедро, строил «заново разбитой жизни здание...», как сказано в балладе Киплинга, которую Искандер однажды перевел на русский.
Фазиль Искандер родился 6 марта 1929 года. Его отец был депортирован из СССР в Иран в 1938 году в числе других граждан персидского происхождения. Окончив Литературный институт, Фазиль Искандер работал журналистом и редактором в «Брянском комсомольце», «Курской правде», в абхазском отделении Госиздата, но в начале 1990-х переехал в Москву.
Литературную известность ему принесла публикация повести «Созвездие Козлотура» в «Новом мире» в 1966 году. Повесть о «козлотуризации» советской жизни времен Хрущева дважды выдвигали на Государственную премию. Но слишком уж она казалась смелой и свободной даже во времена недолгой «оттепели». Премию Искандер не получил, но обрел признание и любовь читателей.
Однако, пожалуй, главная его книга – «Сандро из Чегема», которую критики определяли как юмористический эпос и плутовской роман. Эта эпопея действительно полна юмора. Но это юмор особого свойства. В своем автобиографическом рассказе «Начало» Искандер писал: «Я полагаю, чтобы овладеть хорошим юмором, надо дойти до крайнего пессимизма, заглянуть в мрачную бездну, убедиться, что и там ничего нет, и потихоньку возвращаться обратно. След, оставляемый этим обратным путем, и будет настоящим юмором».
Свои книги Фазиль Искандер писал на русском языке. Однако его художественный мир прочно связан с Абхазией. Искандеровская Абхазия находится рядом с «Петербургом Достоевского» и «булгаковской Москвой». Однако все, что происходит там, близко и понятно любому человеку, где бы он ни жил. Ведь писатель преобразил свою малую родину в центр мироздания.
По мнению критиков, Фазиль Искандер – один из немногих «шестидесятников», кто без потерь перенес испытание свободой слова. Вероятно, потому, что он всегда писал правду, и ценности его художественного мира – дом, родина, предки – оставались неизменными.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 138 (5755) от 01.08.2016.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии