Он всегда писал правду

Писатель, философ, мудрец Фазиль Искандер умер на 88-м году жизни в воскресенье, 31 июля.

Он всегда писал правду | ФОТО Владимира Мусаэльяна/ТАСС

ФОТО Владимира Мусаэльяна/ТАСС

«Когда ты вплотную приближаешься к собственной смерти, мысль о том, что ты всю жизнь трудился, успокаивает» – так говорил в одном из своих интервью Фазиль Искандер. Он и трудился всю свою жизнь, которая была отмерена ему щедро, строил «заново разбитой жизни здание...», как сказано в балладе Киплинга, которую Искандер однажды перевел на русский.

Фазиль Искандер родился 6 марта 1929 года. Его отец был депортирован из СССР в Иран в 1938 году в числе других граждан персидского происхождения. Окончив Литературный институт, Фазиль Искандер работал журналистом и редактором в «Брянском комсомольце», «Курской правде», в абхазском отделении Госиздата, но в начале 1990-х переехал в Москву.

Литературную известность ему принесла публикация повести «Созвездие Козлотура» в «Новом мире» в 1966 году. Повесть о «козлотуризации» советской жизни времен Хрущева дважды выдвигали на Государственную премию. Но слишком уж она казалась смелой и свободной даже во времена недолгой «оттепели». Премию Искандер не получил, но обрел признание и любовь читателей.

Однако, пожалуй, главная его книга – «Сандро из Чегема», которую критики определяли как юмористический эпос и плутовской роман. Эта эпопея действительно полна юмора. Но это юмор особого свойства. В своем автобиографическом рассказе «Начало» Искандер писал: «Я полагаю, чтобы овладеть хорошим юмором, надо дойти до крайнего пессимизма, заглянуть в мрачную бездну, убедиться, что и там ничего нет, и потихоньку возвращаться обратно. След, оставляемый этим обратным путем, и будет настоящим юмором».

Свои книги Фазиль Искандер писал на русском языке. Однако его художественный мир прочно связан с Абхазией. Искандеровская Абхазия находится рядом с «Петербургом Достоевского» и «булгаковской Москвой». Однако все, что происходит там, близко и понятно любому человеку, где бы он ни жил. Ведь писатель преобразил свою малую родину в центр мироздания.

По мнению критиков, Фазиль Искандер – один из немногих «шестидесятников», кто без потерь перенес испытание свободой слова. Вероятно, потому, что он всегда писал правду, и ценности его художественного мира – дом, родина, предки – оставались неизменными.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 138 (5755) от 01.08.2016.


Комментарии