Он был первым
Читать Сумарокова сегодня невозможно. Но и грешно не вспомнить, что 25 ноября 1717 года - 300 лет назад - родился первый наш лирический поэт, первый драматург, издатель первого частного журнала... Этот ряд, начинающийся словом «первый», можно продолжать долго.

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО ТАСС
Если сказать коротко - Александр Петрович Сумароков был нашим первым профессиональным литератором. Хотя родился в очень знатной и богатой семье. Его дед был сподвижником Петра I, отец - крестником императора, чем поэт всю жизнь гордился.
Пятнадцатилетний Александр Сумароков был в первом наборе Сухопутного шляхетского кадетского корпуса, который современники называли «Рыцарской академией»: задачей этого учебного заведения было воспитание в европейском духе высшего дворянства империи. Время менялось - вместе с ним менялось и образование. «Идеал голландской верфи уступил идеалу Версаля» (Г. А. Гуковский). Мальчиков учили живым иностранным языкам (немецкому, французскому и итальянскому), фехтованию, музыке, танцам; в корпусе была прекрасная по тем временам библиотека, литературное общество и театральный кружок.
Для этого кружка, как сказали бы теперь, школьного театра, и написал Сумароков в 1747 году свою первую трагедию «Хорев». А еще год спустя на той же школьной сцене была поставлена вторая трагедия молодого автора - «Гамлет» - «вольная переделка из Шекспира». Переделка была действительно вольной, скорее, молодой драматург сочинил собственную пьесу «по мотивам» шекспировской трагедии.
Историки литературы до сих пор спорят о том, читал ли Сумароков Шекспира в подлиннике или воспользовался вольтеровским переводом. Не в том суть - это было первое знакомство русской публики с Шекспиром. И играли сумароковского «Гамлета» многократно, сначала в кадетском корпусе, а потом в Придворном театре - до 1762 года. После Екатерининского переворота постановки прекратились: слишком явно прочитывалась публикой параллель с убийством Петра III. Наследника - будущего Павла I - cтали называть «русским Гамлетом».
Из театра сухопутного корпуса вырос и наш первый публичный профессиональный театр. К кадетам, часто игравшим при дворе, присоединили ярославскую труппу Федора Волкова, членов которой тоже взяли на обучение в корпус. Директором театра в 1756 году был назначен Александр Петрович Сумароков. Он был всем сразу - драматургом, режиссером, учителем актерского мастерства. Он решал вопросы хозяйственные и неотделимые от них вопросы жизни актеров, для которых добился и образования, и медицинского обслуживания, и даже права ношения шпаг.
«Нет ничего нового под солнцем». На театр: на жалованье актерам, костюмы, декорации - вечно не хватало денег, спектакли случалось отменять. Директору приходилось бороться с цензурой и чиновниками Придворной конторы. Независимый и вспыльчивый Сумароков скандалил, грозился, что уйдет в отставку. В 1761 году его «по собственному желанию» уволили с должности директора театра. После этого он никогда и нигде не служил.
Все его время и жизнь были посвящены литературе. Он продолжал писать пьесы. Им написано 9 трагедий и 12 комедий. Два оперных либретто. Огромное количество стихов разных жанров.
Он писал стихи - и от лица мужчины, и от лица женщины. Эти стихи - начало русской любовной лирики. Стихи «женские» получались лучше, они трогают, а некоторые поражают и сегодня, как сонет «О существа состав, без образа смешенный...» - разговор женщины с ее умертвленным до рождения ребенком. Или полное печали и нежности обращение женщины, обреченной на жизнь с нелюбимым мужем, к возлюбленному - «Не грусти, мой свет! Мне грустно и самой...». Все-таки кое-что у Сумарокова стоит прочитать.
Писал он и очень интересную прозу. Часто в форме отрывков, начинающихся и прерывающихся неожиданно. Это немного напоминает нынешние блоги. Печаталась проза из номера в номер в его журнале «Трудолюбивая пчела». Повторю: это был первый русский частный журнал. С полным основанием его можно назвать авторским. Например, из 130 стихотворений, опубликованных за год (такой срок журналу был отведен - потом закрыли), чуть более сотни - сумароковские.
В последнем номере, наверное, уже зная, что прощается с читателями, он напечатал первую (или одну из первых - точно не знаю) утопию. Она называется «Сон. Счастливое общество». В ней поэт рассказывает о Мечтательной стране, где правит великий государь, дарующий подвластному ему народу благоденствие. В этой стране «достоинство не остается без воздаяния, беззаконие без наказания, а преступление без исправления». Чтобы получить милость государя, «нет иной дороги, кроме достоинства», «начальниками делает он людей честных, разумных и во звании своем искусных».
Однако жил поэт совсем не в Мечтательной стране. Его попытки давать уроки царям (и здесь оказался первым!) и «издевкой править нрав» оказались неуместными. Человек он был прямой и неуживчивый, а потому закончил свои дни в уже не принадлежавшем ему доме, за день до смерти поэта проданном на аукционе за долги. Его похоронили, собравши деньги на погребение, московские актеры.
Материалы рубрики
Скамью Володина развернули. Городские власти учли пожелания петербуржцев
Губернатор Александр Беглов поздравил жителей Колпина с 300-летием района
В Петербурге почтили память Анатолия Кони
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии