Он был первым

Читать Сумарокова сегодня невозможно. Но и грешно не вспомнить, что 25 ноября 1717 года - 300 лет назад - родился первый наш лирический поэт, первый драматург, издатель первого частного журнала... Этот ряд, начинающийся словом «первый», можно продолжать долго.

Он был первым  | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО ТАСС

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО ТАСС

Если сказать коротко - Александр Петрович Сумароков был нашим первым профессиональным литератором. Хотя родился в очень знатной и богатой семье. Его дед был сподвижником Петра I, отец - крестником императора, чем поэт всю жизнь гордился.

Пятнадцатилетний Александр Сумароков был в первом наборе Сухопутного шляхетского кадетского корпуса, который современники называли «Рыцарской академией»: задачей этого учебного заведения было воспитание в европейском духе высшего дворянства империи. Время менялось - вместе с ним менялось и образование. «Идеал голландской верфи уступил идеалу Версаля» (Г. А. Гуковский). Мальчиков учили живым иностранным языкам (немецкому, французскому и итальянскому), фехтованию, музыке, танцам; в корпусе была прекрасная по тем временам библиотека, литературное общество и театральный кружок.

Для этого кружка, как сказали бы теперь, школьного театра, и написал Сумароков в 1747 году свою первую трагедию «Хорев». А еще год спустя на той же школьной сцене была поставлена вторая трагедия молодого автора - «Гамлет» - «вольная переделка из Шекспира». Переделка была действительно вольной, скорее, молодой драматург сочинил собственную пьесу «по мотивам» шекспировской трагедии.

Историки литературы до сих пор спорят о том, читал ли Сумароков Шекспира в подлиннике или воспользовался вольтеровским переводом. Не в том суть - это было первое знакомство русской публики с Шекспиром. И играли сумароковского «Гамлета» многократно, сначала в кадетском корпусе, а потом в Придворном театре - до 1762 года. После Екатерининского переворота постановки прекратились: слишком явно прочитывалась публикой параллель с убийством Петра III. Наследника - будущего Павла I - cтали называть «русским Гамлетом».

Из театра сухопутного корпуса вырос и наш первый публичный профессиональный театр. К кадетам, часто игравшим при дворе, присоединили ярославскую труппу Федора Волкова, членов которой тоже взяли на обучение в корпус. Директором театра в 1756 году был назначен Александр Петрович Сумароков. Он был всем сразу - драматургом, режиссером, учителем актерского мастерства. Он решал вопросы хозяйственные и неотделимые от них вопросы жизни актеров, для которых добился и образования, и медицинского обслуживания, и даже права ношения шпаг.

«Нет ничего нового под солнцем». На театр: на жалованье актерам, костюмы, декорации - вечно не хватало денег, спектакли случалось отменять. Директору приходилось бороться с цензурой и чиновниками Придворной конторы. Независимый и вспыльчивый Сумароков скандалил, грозился, что уйдет в отставку. В 1761 году его «по собственному желанию» уволили с должности директора театра. После этого он никогда и нигде не служил.

Все его время и жизнь были посвящены литературе. Он продолжал писать пьесы. Им написано 9 трагедий и 12 комедий. Два оперных либретто. Огромное количество стихов разных жанров.

Он писал стихи - и от лица мужчины, и от лица женщины. Эти стихи - начало русской любовной лирики. Стихи «женские» получались лучше, они трогают, а некоторые поражают и сегодня, как сонет «О существа состав, без образа смешенный...» - разговор женщины с ее умертвленным до рождения ребенком. Или полное печали и нежности обращение женщины, обреченной на жизнь с нелюбимым мужем, к возлюбленному - «Не грусти, мой свет! Мне грустно и самой...». Все-таки кое-что у Сумарокова стоит прочитать.

Писал он и очень интересную прозу. Часто в форме отрывков, начинающихся и прерывающихся неожиданно. Это немного напоминает нынешние блоги. Печаталась проза из номера в номер в его журнале «Трудолюбивая пчела». Повторю: это был первый русский частный журнал. С полным основанием его можно назвать авторским. Например, из 130 стихотворений, опубликованных за год (такой срок журналу был отведен - потом закрыли), чуть более сотни - сумароковские.

В последнем номере, наверное, уже зная, что прощается с читателями, он напечатал первую (или одну из первых - точно не знаю) утопию. Она называется «Сон. Счастливое общество». В ней поэт рассказывает о Мечтательной стране, где правит великий государь, дарующий подвластному ему народу благоденствие. В этой стране «достоинство не остается без воздаяния, беззаконие без наказания, а преступление без исправления». Чтобы получить милость государя, «нет иной дороги, кроме достоинства», «начальниками делает он людей честных, разумных и во звании своем искусных».

Однако жил поэт совсем не в Мечтательной стране. Его попытки давать уроки царям (и здесь оказался первым!) и «издевкой править нрав» оказались неуместными. Человек он был прямой и неуживчивый, а потому закончил свои дни в уже не принадлежавшем ему доме, за день до смерти поэта проданном на аукционе за долги. Его похоронили, собравши деньги на погребение, московские актеры.

#Сумароков #литератор #300 лет

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?