Главная городская газета

Он был первым

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Ысыах Олонхо: в Петербурге отметили якутский Праздник лета

Ысыах - в переводе «изобилие» - главный праздник Республики Саха. В Якутии торжества пройдут только 21 июня. Но небольшие выездные ысыахи уже начали свое шествие по России: они состоялись в Калининграде, Владивостоке, Москве... Читать полностью

Концертный хор Санкт-Петербурга: разрушая стереотипы

Премьера большого концертного проекта «Чайковский-гала» состоится сегодня в Большом зале Филармонии и станет приношением к 125-летней годовщине смерти великого русского композитора. Читать полностью

На Елагином острове откроется летняя библиотека

21 июня в 15.00 в Петербурге стартует 7 сезон Летнего читального зала. Читать полностью

«Музыка войны и победы» прозвучит над Петропавловской крепостью

В День памяти и скорби, 22 июня, в 18.00 в Петербурге состоится традиционная музыкальная акция. Читать полностью

В Петербурге выступит «Сумасшедшая королева барокко»

Единственный концерт немецкой дивы сопрано в Северной столице состоится в Георгиевском зале Михайловского замка. Читать полностью

Не стало Станислава Говорухина

Российский и советский режиссер Станислав Говорухин скончался в санатории «Барвиха» после продолжительной болезни в возрасте 82 лет. Читать полностью
Он был первым  | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО ТАСС

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО ТАСС

Читать Сумарокова сегодня невозможно. Но и грешно не вспомнить, что 25 ноября 1717 года - 300 лет назад - родился первый наш лирический поэт, первый драматург, издатель первого частного журнала... Этот ряд, начинающийся словом «первый», можно продолжать долго.

Если сказать коротко - Александр Петрович Сумароков был нашим первым профессиональным литератором. Хотя родился в очень знатной и богатой семье. Его дед был сподвижником Петра I, отец - крестником императора, чем поэт всю жизнь гордился.

Пятнадцатилетний Александр Сумароков был в первом наборе Сухопутного шляхетского кадетского корпуса, который современники называли «Рыцарской академией»: задачей этого учебного заведения было воспитание в европейском духе высшего дворянства империи. Время менялось - вместе с ним менялось и образование. «Идеал голландской верфи уступил идеалу Версаля» (Г. А. Гуковский). Мальчиков учили живым иностранным языкам (немецкому, французскому и итальянскому), фехтованию, музыке, танцам; в корпусе была прекрасная по тем временам библиотека, литературное общество и театральный кружок.

Для этого кружка, как сказали бы теперь, школьного театра, и написал Сумароков в 1747 году свою первую трагедию «Хорев». А еще год спустя на той же школьной сцене была поставлена вторая трагедия молодого автора - «Гамлет» - «вольная переделка из Шекспира». Переделка была действительно вольной, скорее, молодой драматург сочинил собственную пьесу «по мотивам» шекспировской трагедии.

Историки литературы до сих пор спорят о том, читал ли Сумароков Шекспира в подлиннике или воспользовался вольтеровским переводом. Не в том суть - это было первое знакомство русской публики с Шекспиром. И играли сумароковского «Гамлета» многократно, сначала в кадетском корпусе, а потом в Придворном театре - до 1762 года. После Екатерининского переворота постановки прекратились: слишком явно прочитывалась публикой параллель с убийством Петра III. Наследника - будущего Павла I - cтали называть «русским Гамлетом».

Из театра сухопутного корпуса вырос и наш первый публичный профессиональный театр. К кадетам, часто игравшим при дворе, присоединили ярославскую труппу Федора Волкова, членов которой тоже взяли на обучение в корпус. Директором театра в 1756 году был назначен Александр Петрович Сумароков. Он был всем сразу - драматургом, режиссером, учителем актерского мастерства. Он решал вопросы хозяйственные и неотделимые от них вопросы жизни актеров, для которых добился и образования, и медицинского обслуживания, и даже права ношения шпаг.

«Нет ничего нового под солнцем». На театр: на жалованье актерам, костюмы, декорации - вечно не хватало денег, спектакли случалось отменять. Директору приходилось бороться с цензурой и чиновниками Придворной конторы. Независимый и вспыльчивый Сумароков скандалил, грозился, что уйдет в отставку. В 1761 году его «по собственному желанию» уволили с должности директора театра. После этого он никогда и нигде не служил.

Все его время и жизнь были посвящены литературе. Он продолжал писать пьесы. Им написано 9 трагедий и 12 комедий. Два оперных либретто. Огромное количество стихов разных жанров.

Он писал стихи - и от лица мужчины, и от лица женщины. Эти стихи - начало русской любовной лирики. Стихи «женские» получались лучше, они трогают, а некоторые поражают и сегодня, как сонет «О существа состав, без образа смешенный...» - разговор женщины с ее умертвленным до рождения ребенком. Или полное печали и нежности обращение женщины, обреченной на жизнь с нелюбимым мужем, к возлюбленному - «Не грусти, мой свет! Мне грустно и самой...». Все-таки кое-что у Сумарокова стоит прочитать.

Писал он и очень интересную прозу. Часто в форме отрывков, начинающихся и прерывающихся неожиданно. Это немного напоминает нынешние блоги. Печаталась проза из номера в номер в его журнале «Трудолюбивая пчела». Повторю: это был первый русский частный журнал. С полным основанием его можно назвать авторским. Например, из 130 стихотворений, опубликованных за год (такой срок журналу был отведен - потом закрыли), чуть более сотни - сумароковские.

В последнем номере, наверное, уже зная, что прощается с читателями, он напечатал первую (или одну из первых - точно не знаю) утопию. Она называется «Сон. Счастливое общество». В ней поэт рассказывает о Мечтательной стране, где правит великий государь, дарующий подвластному ему народу благоденствие. В этой стране «достоинство не остается без воздаяния, беззаконие без наказания, а преступление без исправления». Чтобы получить милость государя, «нет иной дороги, кроме достоинства», «начальниками делает он людей честных, разумных и во звании своем искусных».

Однако жил поэт совсем не в Мечтательной стране. Его попытки давать уроки царям (и здесь оказался первым!) и «издевкой править нрав» оказались неуместными. Человек он был прямой и неуживчивый, а потому закончил свои дни в уже не принадлежавшем ему доме, за день до смерти поэта проданном на аукционе за долги. Его похоронили, собравши деньги на погребение, московские актеры.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook