Оливье для Холмса

Нынешняя новогодняя телекампания была практически юбилейной - 25-й по счету с момента прекращения существования советского телевидения четверть века назад. И можно лишь удивиться тому, насколько нынешние программные сетки основных телевещателей оказались пустыми и скучными.

Оливье для Холмса | Иллюстрация simone mescolini shut.jpg/shutterstock.com

Иллюстрация simone mescolini shut.jpg/shutterstock.com

В попытках вещателей федерального и регионального уровня привлечь публику к домашним экранам сквозили такие безнадежность и смирение, что даже вчерашние телемюзиклы, вновь явленные зрителям, казались образцами фантазии и вкуса.

Некоторые каналы решили проблему эфира в новогоднюю ночь прагматично, запустив в кольцеобразном повторении концерты в стиле ретро-дискотек («Рен ТВ», «Пятый», «НТВ»), демонстрации музыкальных фрагментов из отечественных фильмов («ТВ-3») или неоднократно повторяя записи главного проекта ушедших 1990-х «Старые песни о главном» («Звезда»). И эти последние уже сами по себе смотрелись как ретро, будучи экранным воплощением определенных периодов нашей недавней музыкальной истории. «СТС» всю новогоднюю ночь развлекал зрителей очередной порцией «Уральских пельменей». А «ТНТ» пытался рассмешить поклонников с помощью фирменного зрелища под названием Comedy Club.

Смотреть новогодние концертные премьерные программы на основных федеральных каналах («Первый», «Россия-1», «НТВ») было невозможно, потому что их участники, а также их репертуар практически ничем не отличались от виденного ранее «развлекательного» ТВ. Грибоедовская реплика «Ба! Знакомые все лица!» стала не только формулой реакции аудитории, но и скрытым лозунгом того «креатива», который пытаются выжать из себя создатели новогодних зрелищ. К сожалению, волна повторений накрывает и те каналы, которые ранее в этом замечены не были («Россия - Культура»). Понятно, что Владимир Спиваков и его супруга, а также Денис Мацуев со товарищи давно освоились на всех каналах, превратившись в медиаперсон. Но хотелось бы видеть в эфире уважаемого «культурного» канала что-то посвежее, чем привычные хохмы от эстетов в стиле «нескучная классика».

Итоговые программы главных телепроектов ушедшего года чуть-чуть смягчили общую натужную атмосферу веселья, которую нам пытались создать деятели отечественного ТВ. Но даже неувядающая игра «Что? Где? Когда?» обрадовала всю страну только в момент, когда знатоки проиграли очко на простейшем вопросе о фамилии главного конструктора Сергея Королева. Вывод напрашивался сам собою: непосредственность и непредсказуемость - то, что зрители всех возрастов и поколений ждут в новогодние дни. Все-таки Новый год предполагает чудеса.

Конечно, премьера новых эпизодов сериала BBC «Шерлок» могла стать такой изюминкой, но недельные перерывы между премьерными показами фактически уничтожили порыв потенциально большой аудитории, которая жаждала получить новые приключения сразу, за один праздничный присест у телевизора.

Если же вспомнить советские годы, да и 1990-е тоже, все-таки традиция встречать Новый год у телевизора вместе с премьерой нового отечественного фильма обладает мощной объединяющей силой. Вы можете вспомнить хотя бы одну новогоднюю премьеру российского фильма на ТВ, которую бы 1 января смотрела вся страна? Так, как это было во время премьер рязановских и захаровских картин в 1970 - 1980-е.

Нынешнее псевдоизобилие на телеэкране только разъединяет людей. Отсутствие как новизны, так и вкуса у тех, кто отвечает за творческую часть, только усиливает реакцию отторжения аудитории.

Выход многие каналы интуитивно нашли: показ (в который раз!) классики отечественного теле- и киноэкрана. Здесь - впечатления на любой вкус и настроение. В нынешние каникулы лидерами оказались двое - Леонид Гайдай («Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика») и Марк Захаров (одну только «Формулу любви» показывали не то шесть, не то семь раз). Их шедевры дополняли любимые и ожидаемые картины Эльдара Рязанова («Карнавальная ночь», «Ирония судьбы», «Зигзаг удачи», «Берегись автомобиля»), Александра Серого («Джентльмены удачи»), Надежды Кошеверовой («Золушка», «Укротительница тигров»). Мелькали на экране и «Чародеи», и «Кубанские казаки». Присутствовали попытки показать постсоветские новогодние фильмы, но те явно проигрывали соревнование ветеранам новогодних показов.

Вероятно, можно было бы вынуть из архивов и записи прежних ярких проектов, начиная от новогодних игр «Что? Где? Когда?» до записей разных сезонов «Голоса». Все бы только радовались.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 001 (5863) от 09.01.2017.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?