erid: 2VtzqvVAvA4

Оливье для Холмса

Нынешняя новогодняя телекампания была практически юбилейной - 25-й по счету с момента прекращения существования советского телевидения четверть века назад. И можно лишь удивиться тому, насколько нынешние программные сетки основных телевещателей оказались пустыми и скучными.

Оливье для Холмса | Иллюстрация simone mescolini shut.jpg/shutterstock.com

Иллюстрация simone mescolini shut.jpg/shutterstock.com

В попытках вещателей федерального и регионального уровня привлечь публику к домашним экранам сквозили такие безнадежность и смирение, что даже вчерашние телемюзиклы, вновь явленные зрителям, казались образцами фантазии и вкуса.

Некоторые каналы решили проблему эфира в новогоднюю ночь прагматично, запустив в кольцеобразном повторении концерты в стиле ретро-дискотек («Рен ТВ», «Пятый», «НТВ»), демонстрации музыкальных фрагментов из отечественных фильмов («ТВ-3») или неоднократно повторяя записи главного проекта ушедших 1990-х «Старые песни о главном» («Звезда»). И эти последние уже сами по себе смотрелись как ретро, будучи экранным воплощением определенных периодов нашей недавней музыкальной истории. «СТС» всю новогоднюю ночь развлекал зрителей очередной порцией «Уральских пельменей». А «ТНТ» пытался рассмешить поклонников с помощью фирменного зрелища под названием Comedy Club.

Смотреть новогодние концертные премьерные программы на основных федеральных каналах («Первый», «Россия-1», «НТВ») было невозможно, потому что их участники, а также их репертуар практически ничем не отличались от виденного ранее «развлекательного» ТВ. Грибоедовская реплика «Ба! Знакомые все лица!» стала не только формулой реакции аудитории, но и скрытым лозунгом того «креатива», который пытаются выжать из себя создатели новогодних зрелищ. К сожалению, волна повторений накрывает и те каналы, которые ранее в этом замечены не были («Россия - Культура»). Понятно, что Владимир Спиваков и его супруга, а также Денис Мацуев со товарищи давно освоились на всех каналах, превратившись в медиаперсон. Но хотелось бы видеть в эфире уважаемого «культурного» канала что-то посвежее, чем привычные хохмы от эстетов в стиле «нескучная классика».

Итоговые программы главных телепроектов ушедшего года чуть-чуть смягчили общую натужную атмосферу веселья, которую нам пытались создать деятели отечественного ТВ. Но даже неувядающая игра «Что? Где? Когда?» обрадовала всю страну только в момент, когда знатоки проиграли очко на простейшем вопросе о фамилии главного конструктора Сергея Королева. Вывод напрашивался сам собою: непосредственность и непредсказуемость - то, что зрители всех возрастов и поколений ждут в новогодние дни. Все-таки Новый год предполагает чудеса.

Конечно, премьера новых эпизодов сериала BBC «Шерлок» могла стать такой изюминкой, но недельные перерывы между премьерными показами фактически уничтожили порыв потенциально большой аудитории, которая жаждала получить новые приключения сразу, за один праздничный присест у телевизора.

Если же вспомнить советские годы, да и 1990-е тоже, все-таки традиция встречать Новый год у телевизора вместе с премьерой нового отечественного фильма обладает мощной объединяющей силой. Вы можете вспомнить хотя бы одну новогоднюю премьеру российского фильма на ТВ, которую бы 1 января смотрела вся страна? Так, как это было во время премьер рязановских и захаровских картин в 1970 - 1980-е.

Нынешнее псевдоизобилие на телеэкране только разъединяет людей. Отсутствие как новизны, так и вкуса у тех, кто отвечает за творческую часть, только усиливает реакцию отторжения аудитории.

Выход многие каналы интуитивно нашли: показ (в который раз!) классики отечественного теле- и киноэкрана. Здесь - впечатления на любой вкус и настроение. В нынешние каникулы лидерами оказались двое - Леонид Гайдай («Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика») и Марк Захаров (одну только «Формулу любви» показывали не то шесть, не то семь раз). Их шедевры дополняли любимые и ожидаемые картины Эльдара Рязанова («Карнавальная ночь», «Ирония судьбы», «Зигзаг удачи», «Берегись автомобиля»), Александра Серого («Джентльмены удачи»), Надежды Кошеверовой («Золушка», «Укротительница тигров»). Мелькали на экране и «Чародеи», и «Кубанские казаки». Присутствовали попытки показать постсоветские новогодние фильмы, но те явно проигрывали соревнование ветеранам новогодних показов.

Вероятно, можно было бы вынуть из архивов и записи прежних ярких проектов, начиная от новогодних игр «Что? Где? Когда?» до записей разных сезонов «Голоса». Все бы только радовались.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 001 (5863) от 09.01.2017.


Комментарии