Ольга Корнева: хочу создать в пушкинском музее такую атмосферу, чтобы люди приходили к нам много раз

Наша сегодняшняя собеседница Ольга КОРНЕВА недавно назначена директором Всероссийского музея А. С. Пушкина, приняв эстафету от Сергея Некрасова, многолетнего руководителя, который стал президентом музея. Мы говорили о юбилейном годе и планах на будущее, ценах на билеты и роли Пушкина в нашей жизни.

Ольга Корнева: хочу создать в пушкинском музее такую атмосферу, чтобы люди приходили к нам много раз | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

— Ольга Александровна, в уходящем году мы отметили 225‑летие со дня рождения Пушкина. Если говорить про итоги года, что, на ваш взгляд, было самым главным, самым знаменательным?

— Завершена реставрация здания Царскосельского лицея, и теперь он стал полностью мемориальным. Второй этаж с начала 1980‑х годов использовался как выставочный зал. Теперь там воссозданы шинельная, столовая, буфетная, больница, какими они были в 1813 году при юном Александре Пушкине. 6 июня, в день рождения великого поэта, первым посетителем новой постоянной экспозиции стал президент России Владимир Владимирович Путин.

Были проведены ремонтно-реставрационные работы в нашем филиале «Дача Китаевой». Состоялась большая серия юбилейных выставок в Музее-квартире поэта на Мойке, 12. В том числе выставки «Пушкин нынче в моде» и «Александр Пушкин. Карл Брюллов. Параллели». Они были ровесниками, у автора картины «Последний день Помпеи» также была круглая дата, и мы постарались ее отметить.

— Что не удалось, не успели?

— По разным причинам, в основном технического характера, нам не удалось реализовать проект по адаптации к современным условиям помещений «Бироновых конюшен»: открытие билетно-кассового центра, сувенирного книжного магазина и зоны кофейни. Надеюсь, что к 6 июня 2025 года мы эту работу выполним.

— То есть публике не придется спускаться в подвал, чтобы потом подняться в последнюю квартиру поэта?

— Нет, нынешний маршрут сохранится. В подвале находятся гардеробы. Музей-квартира, как и Музей-лицей, находятся на пределе пропускной способ­ности. Мы открываем исторические двери в квартиру в проездной арке только 10 февраля, в день памяти Пушкина.

— Сколько посетителей может принимать Музей-квартира Пушкина?

— Для комфортного знакомства с квартирой «шаг» между экскурсиями должен составлять не менее 10 – 15 минут, а в группе должно быть не больше 20 человек. Поэтому получается не более 1200 человек в день.

— Что ждет посетителей Всероссийского музея А. С. Пушкина в 2025 году?

— Только что я защитила наши выставочные планы в Министерстве культуры. Главная задача — популяризация среди молодежи русского языка и творчества Пушкина. В начале года покажем выставку «Тропинин в гостях у Пушкина», где будут представлены все три тропининских портрета поэта — завершенный и два эскиза, которые находятся в нашем собрании, а также известная картина «Кружевница» из Музея Тропинина и московских художников его времени, другие произведения мастера.

К 8 Марта представим выставку женского портрета пушкинской эпохи и портреты героинь из произведений поэта, созданных художниками разных времен. К 6 июня готовим проект, посвященный 200‑летию создания драмы «Борис Годунов». Покажем эскизы к оперным спектаклям, нарисованные Александром Головиным, Василием Шухаевым и другими известными художниками, уникальную фотографию композитора Модеста Мусоргского с его собственноручной надписью «Иду с репетиции «Бориса».

В конце года покажем выставку к 200‑летию восстания декаб­ристов.

— Как вы будете работать с этой темой? Взгляд на участников декабрьского восстания в последнее время довольно резко изменился: они были героями в советское время, а теперь их представляют едва ли не преступниками.

— Мы не будем показывать восстание и обсуждать его политическое значение. Речь пойдет о жизни людей «до и после». Светский Петербург и судьбы жен декабрис­тов, которые отправились в доб­ровольную ссылку. Мы покажем обручальные кольца из кандалов и цепочку из локона волос… Выставка называется «Декабристы без декабря». Термин «декабристы без декабря» принадлежит литературоведу Сергею Дурылину, который так назвал молодого князя Петра Вяземского. Петр Андреевич не был членом организации декабристов, но его вольнолюбивые стихи отражали настрой бунтовщиков. Этот же термин можно было бы применить и к Александру Сергеевичу Пушкину, имея в виду его ранние произведения с критикой существовавших в России порядков.

— Все названные выставки будут показаны в скромном Зеленом зале на Мойке, 12?

— Да. Пока серьезно расширить выставочные площади невозможно. У нас есть еще небольшой зал на втором этаже «Бироновых конюшен», где покажем выставку, посвященную 230‑летию со дня рождения Александра Грибоедова. В цокольном этаже Мемориального музея-квартиры запланирована выставка к 100‑летию первого памятного собрания на Мойке. Благодаря этому собранию через два года — в 1927‑м — удалось открыть в пространстве последней квартиры поэта музей Пушкина.

Тогда на собрании под председательством Анатолия Кони, знаменитого юриста и адвоката, речь шла о расселении и выкупе квартир на Мойке, 12, сохранилось несколько фотографий. Этим проектом мы начинаем подготовку к 100‑летию Музея-квартиры на Мойке, 12, которое будет отмечаться в 2027 году. А еще через два года, в 2029‑м, исполнится 150 лет Всероссийскому музею А. С. Пушкина, который ведет свою родо­словную от Императорского Александровского лицея с 1879 года.

— Что ждет в следующем году посетителей Музея-усадьбы Г. Р. Державина?

— У нас есть несколько фестивальных проектов. Главным станет празднование 80‑летия Победы в Державинском саду, а также «Ночь музеев-2025», которая будет связана с этой датой. В самом здании Державинского музея в октяб­ре покажем интерактивный проект по сказкам Пушкина. Основу выставки «Сказки и сказочники» будут составлять иллюстрации известных художников к пушкинским произведениям, а также уникальные экспонаты из фонда детского рисунка, который собирает наш музей начиная с 1937 года. В рамках выставки будут проводиться специальные программы для детей. Также покажем гостевые выставки из пушкинского заповедника «Михайловское» и Музея изобразительных искусств Респуб­лики Карелия (Петрозаводск).

— Кстати, о сказках. В городе Пушкине запланировано создание центра сказок «Лукоморье». Что вы думаете про «пушкинские шоу»?

— Для меня, как, думаю, и любого другого петербуржца, важно, чтобы имя поэта не трепалось, используясь в коммерческих целях. Пока что, как мне кажется, комментировать нечего.

— Поговорим о ценах на билеты в музей. Есть зрители, которые считают: посещение государственных музеев должно быть бесплатным для всех посетителей. Есть другая позиция: купив билет, человек подтверждает свой сознательный выбор в пользу музея. Что вы думаете?

— Музейщики обсуждают этот вопрос постоянно. На мой взгляд, бесплатными музеи быть не могут. Велики затраты на их содержание. Другое дело, что расширяется список льготных категорий посетителей, например, карта для людей серебряного возраста, «Пушкинская карта» и другие.

Цена билетов для остальных должна быть разумной, привязанной к нашим экономическим реалиям. Да и нельзя «обесценивать» посещение музеев. Согласна с вами, это должен быть осознанный выбор человека.

— Что такое музей XXI века?

— Мы должны построить его так, чтобы зритель мог интерактивно взаимодействовать с экспозицией, где есть мультимедийное сопровождение. Это особенно важно для молодого посетителя. В то же время для любого посетителя музея важно увидеть подлинные предметы, хранящие память поколений. Муляжи и копии, за редкими исключениями, мало кого интересуют.

Принципиально важно найти баланс между интерактивом и музейным предметом.

— Ваш коллега в разговоре со мной заметил, что музей XXI века — тот, который может успешно конкурировать со сферой досуга.

— Согласна. Мы должны привлечь в стены музея молодое поколение. Прежде всего я говорю о создании на базе музеев свое­образных клубов с лекциями и концертами, которые могут быть не связаны с тематикой музея. Например, в усадьбе Державина проводятся джазовые концерты и новогодние елки. В пушкинском Лицее — популярные посвящения в лицеисты школьников, которые обучаются в лицеях.

Именно для привлечения новой, молодой аудитории меня пригласили директором во Всероссийский музей А. С. Пушкина.

— Это было предложение, от которого невозможно отказаться?

— Абсолютно. Но это серьезный вызов. Когда стало понятно, что получу это назначение, я провела опрос среди знакомых: «Что ты можешь сказать про Пушкина и его музей?».

— И какие были ответы?

— Пушкин — наше все, зеркало, солнце русской поэзии и т. д. Но в музее люди были в начальной школе.

Я ставлю перед собой цель соз­дать в музее такую атмосферу, ­которая будет привлекать посетителей неоднократно и вдохновлять их читать произведения Александра Сергеевича не только в рамках школьной программы, но и для собственного удовольствия.

— Ваш прежний опыт в этом поможет?

— Безусловно. Музей железных дорог России, где я работала заместителем директора по развитию, именно так и устроен — подлинный паровоз XIX века и рядом — интерактивная игра по организации движения поездов. Там происходит эмоциональный всплеск. Там работает не только «вау-эффект», но и существует «отложенная задача» — привлечь новые поколения к современным перспективным железнодорожным профессиям.

— Что надо сделать, чтобы зритель пришел в пушкинский музей?

— Понять, что привлечет в него людей 15 – 35 лет. Для начала мы планируем привлекать персон, которые являются лидерами мнений для этих потенциальных посетителей.

Повторюсь, это не касается Мойки, 12, и Лицея, там мы работаем на пределе возможностей. Но есть еще много другой активности — театральной, музыкальной. Предложений от артистов много, надо тщательно выбирать. Плюс прекрасный Державинский сад. Он привлекает мам с ко­лясками и любителей ходьбы, но хочется, чтобы там постоянно проводились именно музейные события. Также выстраиваем ­программу лекций с СПбГУ, готовим другие проекты.

— Ваше мнение, как хранителя Пушкина, о том, как играть поэта в театре, в кино?

— Не заигрывая по‑хлестаковски с Пушкиным, не уничижая его, «зацепить» зрителя, заставить его думать, заставить читать Пушкина. Думаю, что для петербуржцев всех поколений его имя остается сакральным.

Для меня эталонной является аудиозапись: Иннокентий Смоктуновский читает «Евгения Онегина». Кто хочет получить наслаждение от русского языка, рекомендую послушать.

На мой взгляд, будет востребован художественно-документальный сериал о Пушкине, где будет подробно представлен поэт, его творчество и судьба.

— Кто мог бы сыграть Пушкина, чтобы быть интересным широкой публике?

— Не могу назвать конкретного актера, но мне бы хотелось, чтобы он максимально походил на Александра Сергеевича внешне и сумел передать внутреннюю силу этого великого поэта и сына своей эпохи.

— Для финала спрошу, что бы вам хотелось немедленно переделать в Музее Пушкина?

— Афиши и уличные стенды, на которых они находятся, это позавчерашний день. В ближайшее время их заменим и начнем проектировать видеоэкраны.

Читайте также:

Секреты «Дома царской кормилицы»: как Тосненский музей удивляет своих посетителей

В Новом здании РНБ открылась выставка, посвящённая памяти Владимира Гронского


#музей #интервью #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 238 (7814) от 16.12.2024 под заголовком «Имя сакральное».


Комментарии